Таланчук Николай Михайлович родился 3 августа 1936 г. в селе Малая Шурка Хмельницкой области в Украине в крестьянской семье. Заочно окончил Иркутский университет (1965г) по специальности филолог. С 1965–по 1974 гг работал преподавателем, заведующим учебной частью по общеобразовательной подготовке, директором профессионально-технического училища № 23 в Иркутске, открытом в 1964 г. в Ново-Ленино (в настоящее время в составе Иркутского техникума транспорта и строительства), преподавателем кафедры педагогики педагогического института г Иркутска. Времена его комсомольской юности обозначены комсомольской работой секретарем комитета комсомола одного из управлений строительства Байкало-Амурской магистрали. С 1976 г. работал в Институте среднего специального образования РАО, в 1978–1995 гг. заведовал лабораторией педагогического мастерства.. В 1984 г. защитил в Казани диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме: «Педагогические основы воспитательной деятельности мастера производственного обучения профтехучилища». С 1996 г. – член-корреспондент РАО. Работал главным научным сотрудником Института среднего профессионального образования РАО до самой смерти в сентябре 1999 г.

По мнению специалистов, Н.М. Таланчук внес значительный вклад в развитие современной научной методологии воспитания и образования, совершил крупный прорыв в развитии педагогической теории, который произошел благодаря тому, что он педагогические проблемы предложил решать с разработки новой философии и методологии, которая наиболее полно раскрыта в его статье “Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики “.Еще задолго до развернувшейся дискуссии вокруг новой педагогической парадигмы, Н.М. Таланчук в 1991 году издает знаменательный труд под названием « Введение в неопедагогику». В вышеуказанной работе, следуя лучшим традициям отечественной и зарубежной педагогики, профессор Н.М. Таланчук предлагает свое решение проблем современной педагогики. Он обосновывает новую отрасль педагогики, которую называет педагогической генеалогией, призванную объяснить происхождение педагогических знаний, их генезис, создает начало педагогической генеалогии, которая охватывает важнейшие разделы: генеалогия личности, генеалогия педагогической деятельности и педагогического процесса, генеалогия педагогического мастерства, которая является основой системно-социальной концепции воспитания и педагогики в целом ; это-системно-ролевой подход к формированию личности; системно-функциональная теория педагогической деятельности, система педагогического мастерства; гомоцентрическая стратегия и человековедческая тактика воспитания; это-инфраструктурный подход к созданию условий общественного воспитания. Автор дает обоснование новых представлений о сущности воспитания, его целях, задачах, критериях воспитанности личности, содержания и методах педагогической деятельности, критериях её оценки.

Научная концепция Н.М. Таланчука , подробно раскрытая в его работах:« Начала философии», « Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса», « Основные положения синергетической философии и их значение для теории социализации личности« и другие базируется на новых достижениях науки, преодолевает линейность и фрагментарность прежней философии в изучении всех явлений окружающей действительности, помогает объективнее понимать движущие силы развития, в том числе социальных систем, к которым относится человек как личность, и процесс его становления. Для обоснования своей концепции профессор Н. М. Таланчук использовал законы синергетики и самоорганизации физиков Г. Хакена, И .Пригожина, получившие признания в биологии, химии, генетике и других науках во всех странах мира.. В ней он опирается на общефилософское положение о том, что существование и развитие подчиняется одновременно и законам диалектики (единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания, перехода количества в качество) и законам системного синергетизма, а именно: систем, гармонии, системогенеза, развития и саморазвития, сообразности.

Новым значительным вкладом в методологию воспитания является разработка Н.М. Таланчуком феномена “культура человековедения”.

Под понятием “культура челевековедения” профессор Н.М. Таланчук обозначил особый пласт человеческой культуры, которая является главным во всей культуре людей, связанной с самим человеком и процессом его становления как личности.

Опираясь на законы синергетики и диалектики Н.М. Таланчук внес существенный вклад в системно-ролевую теорию личности, ведущая идея которой состоит в определении воспитательного процесса как системно-синергетического по сути, системно-ролевого по содержанию, системно-функционального по действию, системно-ориентированного по субъектам, включенным в единый процесс человековедения.

Огромная заслуга Н.М. Таланчука как методолога новой педагогики заключается в том, что он научно обосновал, исходя из названных ранее посылок, новую интерпретацию понятия воспитания личности.

Воспитание в традиционной педагогике трактовалось либо линейно, либо однофакторно, либо многофакторно, но и не системно. В неопедагогике Н.М. Таланчука воспитание объясняется как системно-синергетический процесс и как системно-социальный, так как складывается синергетически из целенаправленной деятельности педагога, самовоспитательной деятельности личности и влияния на неё социально-педагогической инфраструктуры общества.

Открытие инвариантности структур учебно-воспитательной деятельности педагога к самовоспитательной деятельности личности привело автора новой педагогики к объяснению сути целостного педагогического процесса, который во всех отношениях является системно-функциональным, где синергетика связана с зарождающейся культурологией, что особенно важно для педагогики, которую Н.М. Таланчук справедливо назвал главной человековедческой наукой, поскольку она изучает человека и его воспитание.[

Исходя из нового понимания сущности социализации, Н.М. Таланчуком была разработана синергетическая концепция воспитания-система ориентированного человековедения. Ядро этой концепции составляет системно-ролевой подход к формированию и воспитанию личности. Если суммировать все новые положения, которые составили основу его новой педагогики, то воспитание, согласно этому подходу, понимается как педагогическое регулирование освоения и выполнения личностью системы социальных ролей и овладения ею системной культурой человековедения.

Педагогическое наследие профессора Н.М. Таланчука заслуживает углубленного изучения и развития, дополнения, расшифровки и детализации. В течение 20 лет в лаборатории профессионального воспитания и социализации Института педагогики, психологии и социальных проблем (ранее Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, в котором долгое время работал Н.М. Таланчук) проводились научные исследования и разрабатывались, дополнялись научные изыскания Н.М. Таланчука. Это и монографии и статьи по теме: «Синергетика как познавательная модель в педагогике»; «Концептуальные идеи и основы реализации педагогической синергетики в воспитательной деятельности педагога»; «Синергетические принципы управления воспитательной деятельностью» и др. Написано и защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций по проблемам синергетического подхода к образованию, воспитанию и формированию личности. Кроме того педагогическая концепция Н.М. Таланчука становилась востребованной многими педагогическими работниками, у него появилось много учеников. “. В авторской школе неопедагогики Н.М. Таланчука прошли обучение свыше 15 тыс. преподавателей, руководителей учебных заведений РФ. Немало слов благодарности, отзывов о его открытиях в области педагогики появлялись и появляются в выступлениях, печатных работах, а главное практически внедряется его система в работе образовательных организаций. Синергетическая система воспитания человека в процессе социализации по Н.М. Таланчуку по праву названа научно-обоснованной методологией современной педагогики.