(р. 13.02.1930 г.) Российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Автор социально-психологической концепции руководства педагогическим коллективом. Доктор психологических наук (1980 г.), профессор (1984 г.), действительный член Академии педагогических наук СССР (1989 г.) и Российской академии образования (1993 г.). С 1997 г. – председатель Поволжского регионального отделения Российской академии образования.

Окончив географический факультет Казанского государственного университета (1953 г.), работал директором школы (1953 – 1963 гг.). С 1963 по 1965 гг. учился в аспирантуре Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения Украинской ССР (Киев). С 1965 по 1976 гг. работал в этом институте, защитив в 1967 г. под руководством Г.С. Костюка кандидатскую диссертацию по педагогике: «Вопросы национального развития ребенка». В 1969 г. возглавил одну из первых в СССР лабораторий социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы управления педагогическим коллективом («Директор школы и педагогический коллектив. Социально-психологический аспект», Киев, 1975 г.). В 1976 г. был приглашен в Казань, где участвовал в организации Научно-исследовательского института профессионально-технической педагогики и создал лабораторию психологии управления педагогическим коллективом (1976 – 1984 гг.). В 1978 г. защитил докторскую диссертацию «Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом», опубликовав результаты в монографиях: «Директор и микроклимат учительского коллектива», М., 1979 г.; «Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом», М., 1982 г.

Разработанная Шакуровым социально-психологическая концепция руководства педагогическим коллективом использовалась в качестве учебной дисциплины в педагогических вузах. В 1984 г. вернулся в Киев, где до 1986 г. работал в Институте философии Академии наук Украинской ССР над проблемой воспитания молодых рабочих на производстве в условиях бригадной организации труда («Творческий рост педагога», М., 1985 г.). В 1986 г. вернулся в Казань на прежнее место работы, где работает по настоящее время. Здесь развернул новое направление исследований: психологическая перестройка личности («Психология перестройки», Казань, 1988 г.; «Перестройка управления: психологический аспект», Киев, 1988 г.). В 1990-х гг. основное направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения («Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средних специальных учебных заведениях», Казань, 1996 г. /в соавторстве/; «Ценностные ориентации студентов», Казань, 1998 г., в соавторстве).

Публикации в журнале “Вопросы психологии” в электронном виде:
Шакуров Р. Х. , Рогов М. Г. Социально-психологическая совместимость руководителей среднего профтехучилища. 84’3, с.87
Шакуров Р. Х. , Алишев Б. С. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления. 86’6, с.67