ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации образован в результате ряда переименований: «Институт среднего профессионального образования РАО», «Институт педагогики и психологии РАО», «Институт проблем национальной и малокомплектной школы» и является федеральным государственным научно-исследовательским учреждением.

В 1975 году в Казани был открыт научно-исследовательский институт профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР). Идея создания научно-исследовательского института принадлежала члену АПН СССР, д.п.н., профессору С.Я. Батышеву, а приказ об открытии подписал Президент АПН В.М. Хвостов. Одной из главных причин создания нового НИИ стала высокая потребность в повышении уровня образования рабочих, обусловленная общей социально-экономической ситуацией в стране, сложившейся к середине 1970-х годов. Главной научно-методической задачей являлась разработка таких педагогических подходов, при которых подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществлялась в более сжатые сроки.

Одним из таких инновационных подходов, разработанных сотрудниками Института, стала методика проблемного обучения и теории современного урока в процессе общеобразовательной подготовки учащихся профессиональных технических училищ. В период с 1981 по 1985 гг. теоретические исследования были развернуты значительно шире, в частности, разрабатывались темы: «Научные основы взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профессионально-технических училищах» и «Дидактические основы организации процесса проблемного обучения с учетом взаимосвязи общего и профессионального образования».

С конца 1980-х годов и по 2000-е гг. в фокусе исследования Института находилась средняя профессиональная школа как звено общей системы профессионального образования. С 1998 года ключевыми стали исследования по выявлению тенденции и стратегии развития среднего профессионального образования.

Переименование института в 2003 году явилось обоснованным решением РАО и имело ряд причин, главная из которых связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. особая роль отведена высшему профессиональному образованию. Однако в структуре РАО в этот период не было специального научного подразделения, занимающегося фундаментальными и прикладными исследованиями в области научного обеспечения этого уровня профессионального образования.

Институтом создается научная база инновационного развития системы профессионального образования, науки и производства. Разрабатываются теоретико-методические основы и научно-методическое сопровождение структурно-функциональной интеграции учреждений профессионального образования; выявляются структура и содержание комплексного обеспечения процесса подготовки будущего специалиста, определяются механизмы управления системой профессионального образования.


В 2015 году институт переименован в ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО». В этот период ведущими направлениями исследований становятся такие, как «Теоретико-методические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней», «Теория и практика подготовки специалистов в условиях научно-образовательных кластеров разного профиля», «Поликультурные основания и дидактическое обеспечение содержания профессионального образования», «Теоретико-методологические основания моделирования этнокультурного образования малочисленных народов».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.04.2016 года № 488 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования» (ФГБНУ «ИПНМШ РАО») переименован с 27.04.2016 г. в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (ФГБНУ «ИППСП»).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, подведомственным учреждением которого и является в настоящее время институт.

Несмотря на многочисленные преобразования и переименования, в Институте всегда сохранялась научная преемственность, и поддерживался высокий профессиональный уровень, заданный выдающимися учеными, создававшими Казанскую педагогическую школу. Новое поколение сотрудников Института бережно хранит и грамотно использует богатейший методологический багаж предшественников при разработке новейших педагогических концепций, призванных ответить на актуальные вызовы, с которыми сталкивается современная российская система образования.