6 октября 2022 г. ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» выступил соорганизатором III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения»», посвященной развитию психологической службы в РФ совместно с ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан». В работе конференции приняли участие спикеры из Москвы, Калуги, Казани, Ленинградской области, Зеленодольска, Нижнекамска, Лаишево, Липецка др.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ открыли Галиев Ильдар Шамилевич Руководитель Аппарата антитеррористической комиссии в Республике Татарстан, Нугуманова Людмила Николаевна Ректор ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», доктор педагогических наук, Козлов Вадим Евгеньевич Директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», кандидат исторических наук, доцент.
Спикеры пленарной части обсудили следующие вопросы:
Шамсутдинова Лариса Петровна |
Проректор по научной и инновационной деятельности ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат химических наук
|
Инновационные образовательные проекты Института развития образования Республики Татарстан |
Гильмеева Римма Хамидовна |
заместитель председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по образованию и науке, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, д.пед.н., профессор
|
Социокультурный аспект психолого-педагогического сопровождения |
Камаева Ольга Викторовна |
Координатор Психосоциальной поддержки Татарстанского отделения Российского Красного Креста |
Методы и формы поддержки в работе с детьми и молодежью в кризисных ситуациях |
Климова Ирина Викторовна |
Начальник отдела консультирования, диагностики и коррекции Г(О)БУ Центр «СемьЯ», к. псх.н, доцент, Липецкая область |
Развитие психологической службы системе образования Липецкой области на примере деятельности Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Липецкая область |
Ничипоренко Надежда Павловна Пацакула Ирина Ивановна
|
кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» г. Казань кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга |
Виды и содержание психологической помощи населению в период кризиса
|
Егорова Светлана Викторовна |
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №29» г. Кириши Ленинградская область |
Приобщение детей дошкольного возраста и их родителей к изучению истории и культуры родного края, как основа национальной психологической безопасности |
Тарасова Евгения Николаевна |
Педагог-психолог, педагог-методист, ОГБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина». г. Ульяновск |
Методы, приемы и технологии оказания помощи детям, подросткам и молодежи в кризисной ситуации |
Хусаинова Светлана Владимировна |
Заместитель директора по науке, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, д.псх.н. |
Психологическое благополучие как фактор интеграции социальных институтов семьи и образовательной организации |
На конференции работали три секции
СЕКЦИЯ 1. Методы, приемы и технологии оказания помощи детям, подросткам и молодежи в кризисной ситуации
|
СЕКЦИЯ 2. Психологическая служба: проблемы, сопровождение, исследования
|
СЕКЦИЯ 3. Механизмы и технологии психолого — педагогического сопровождения обучающихся в учебном процессе
|
Всероссийская конференция отмечает активизацию деятельности психологической службы в России с целью повышения психологических компетенций у всех участников образовательной среды и в целом населения для развития навыков взаимной поддержки и самопомощи. Развитие психологической службы в системе образования включает в себя подготовку психологов и педагогов-психологов методам и формам поддержки в работе с детьми и молодежью в кризисных ситуациях, а так же методам, приемам и технологиям оказания помощи детям, подросткам и молодежи в кризисной ситуации. Вызовы современности и психологические стратегии подтверждают необходимость развития центров психолого-педагогического сопровождения в условиях новой реальности.
Основы кризисного консультирования и профилактика буллинга в образовательной среде требуют разработки новых условий коррекции его последствий. Личностно-развивающая образовательная среда — необходимое условие развития личностного потенциала обучающегося, где деятельность педагога-психолога включает эффективные технологии по созданию комфортной психологической среды.
В настоящее время существует необходимость изучения психологических особенностей детей группы риска, и ее категоризации. Данная проблема в настоящее время не разрешена до конца, так как постоянно появляются новые объекты исследования. Например, скулшутинг. До настоящего времени не известно, что оказывает влияние на лиц группы риска и на их когнитивные функции, что они проявляют себя подобным образом. Основным инструментом воздействия является Интернет. Являясь для идеологов одним из инструмкентов влияния, во-первых, массовость воздействия, поскольку позволяет охватить значительную территорию и большую часть российской молодежи (активных пользователей сетевых социальных ресурсов и интернет-мессенджеров, а современные мобильные средства связи делают возможным доступ к ним практически из любой точки мира); во-вторых, анонимность контактов; в-третьих, низкие материальные затраты на содержание дискуссионных площадок и сообществ.
За прошедший с момента проведения предыдущей конференции период проведена определенная работа, позволившая подчеркнуть проблему проявления скулшутинга, но произошел еще один случай в Ижевске в сентябре. В первом полугодии 2022 года повсеместно организованы культурно-просветительские и воспитательные мероприятия для студентов и учащихся в образовательных организациях по последним событиям скулшутинга в Казани.
В рамках конференции рассмотрена работа ИРО по организации инновационных образовательных проектов в Республике Татарстан; представлена работа координации психосоциальной поддержки Татарстанского Российского Красного Креста, Развитие психологической службы системе образования Липецкой области на примере деятельности Г(О)БУ Центр «СемьЯ» — Липецкая область и технологии психологического сопровождения методических разработок, Необходимое условие развития личностного потенциала обучающегося г. Нижнекамск, Безопасность как сквозная задача развития: постановка проблемы г. Калуга и Казани и др. Данные мероприятия, направлены на предупреждение распространения террористических идей, воспитание молодежи в духе межнационального и межрелигиозного уважения.
Видеозаписи с конференции