6 октября 2022 г. ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» выступил соорганизатором III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения»», посвященной развитию психологической службы в РФ совместно с ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан». В работе конференции приняли участие спикеры из Москвы, Калуги, Казани, Ленинградской области, Зеленодольска, Нижнекамска, Лаишево, Липецка др.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ открыли Галиев Ильдар Шамилевич Руководитель Аппарата антитеррористической комиссии в Республике Татарстан, Нугуманова Людмила Николаевна Ректор ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», доктор педагогических наук, Козлов Вадим Евгеньевич Директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», кандидат исторических наук, доцент.

Спикеры пленарной части обсудили следующие вопросы:

Шамсутдинова Лариса Петровна

Проректор по научной и инновационной деятельности ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат химических наук

Инновационные образовательные проекты Института развития образования Республики Татарстан

Гильмеева

Римма Хамидовна

заместитель председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан,

заместитель председателя комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по образованию и науке, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, д.пед.н., профессор

Социокультурный аспект психолого-педагогического сопровождения

Камаева Ольга Викторовна

Координатор Психосоциальной поддержки Татарстанского отделения Российского Красного Креста

Методы и формы поддержки в работе с детьми и молодежью в кризисных ситуациях

Климова Ирина Викторовна

Начальник отдела консультирования, диагностики и коррекции Г(О)БУ Центр «СемьЯ», к. псх.н, доцент, Липецкая область

Развитие психологической службы системе образования Липецкой области на примере деятельности Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Липецкая область

Ничипоренко Надежда Павловна

Пацакула Ирина Ивановна

кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник

ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» г. Казань

кандидат психологических наук, доцент кафедры

общей и социальной психологии

Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

Виды и содержание психологической помощи населению в период кризиса

Егорова Светлана Викторовна

Педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №29»

г. Кириши Ленинградская область

Приобщение детей дошкольного возраста и их родителей к изучению истории и культуры родного края, как основа национальной психологической безопасности

Тарасова Евгения Николаевна

Педагог-психолог, педагог-методист, ОГБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина».

г. Ульяновск

Методы, приемы и технологии оказания помощи детям, подросткам и молодежи в кризисной ситуации

Хусаинова Светлана Владимировна

Заместитель директора по науке, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, д.псх.н.

Психологическое благополучие как фактор интеграции социальных институтов семьи и образовательной организации

На конференции работали три секции

СЕКЦИЯ 1. Методы, приемы и технологии оказания помощи детям, подросткам и молодежи в кризисной ситуации

СЕКЦИЯ 2. Психологическая служба: проблемы, сопровождение, исследования

СЕКЦИЯ 3. Механизмы и технологии психолого — педагогического сопровождения обучающихся в учебном процессе

Всероссийская конференция отмечает активизацию деятельности психологической службы в России с целью повышения психологических компетенций у всех участников образовательной среды и в целом населения для развития навыков взаимной поддержки и самопомощи. Развитие психологической службы в системе образования включает в себя подготовку психологов и педагогов-психологов методам и формам поддержки в работе с детьми и молодежью в кризисных ситуациях, а так же методам, приемам и технологиям оказания помощи детям, подросткам и молодежи в кризисной ситуации. Вызовы современности и психологические стратегии подтверждают необходимость развития центров психолого-педагогического сопровождения в условиях новой реальности.

Основы кризисного консультирования и профилактика буллинга в образовательной среде требуют разработки новых условий коррекции его последствий. Личностно-развивающая образовательная среда — необходимое условие развития личностного потенциала обучающегося, где деятельность педагога-психолога включает эффективные технологии по созданию комфортной психологической среды.

В настоящее время существует необходимость изучения психологических особенностей детей группы риска, и ее категоризации. Данная проблема в настоящее время не разрешена до конца, так как постоянно появляются новые объекты исследования. Например, скулшутинг. До настоящего времени не известно, что оказывает влияние на лиц группы риска и на их когнитивные функции, что они проявляют себя подобным образом. Основным инструментом воздействия является Интернет. Являясь для идеологов одним из инструмкентов влияния, во-первых, массовость воздействия, поскольку позволяет охватить значительную территорию и большую часть российской молодежи (активных пользователей сетевых социальных ресурсов и интернет-мессенджеров, а современные мобильные средства связи делают возможным доступ к ним практически из любой точки мира); во-вторых, анонимность контактов; в-третьих, низкие материальные затраты на содержание дискуссионных площадок и сообществ.

За прошедший с момента проведения предыдущей конференции период проведена определенная работа, позволившая подчеркнуть проблему проявления скулшутинга, но произошел еще один случай в Ижевске в сентябре. В первом полугодии 2022 года повсеместно организованы культурно-просветительские и воспитательные мероприятия для студентов и учащихся в образовательных организациях по последним событиям скулшутинга в Казани.

В рамках конференции рассмотрена работа ИРО по организации инновационных образовательных проектов в Республике Татарстан; представлена работа координации психосоциальной поддержки Татарстанского Российского Красного Креста, Развитие психологической службы системе образования Липецкой области на примере деятельности Г(О)БУ Центр «СемьЯ» — Липецкая область и технологии психологического сопровождения методических разработок, Необходимое условие развития личностного потенциала обучающегося г. Нижнекамск, Безопасность как сквозная задача развития: постановка проблемы г. Калуга и Казани и др. Данные мероприятия, направлены на предупреждение распространения террористических идей, воспитание молодежи в духе межнационального и межрелигиозного уважения.

Видеозаписи с конференции