28-31 октября 2021 г. состоялась «Всероссийская Мастерская для молодых ученых Rethink», цель которой формирование «горизонтальных» связей – взаимодействие ученых вне своей научной области. Ключевой задачей Мастерской для молодых ученых стало создание «Смыслотона» – переосмысление ключевых научных идей и положений, и создание на основе этих идей, в которых заключен определенный смысл, ролика научного содержания. Участниками «Мастерской для молодых ученых Rethink» от Института педагогики, психологии и социальных проблем являлись: к.п.н. Кац А.С., м.н.с. Забелина Т.Г.

Программа Мастерской была очень разнообразной и интенсивной, включала в себя такие важные темы, как «Устойчивое развитие и молодые ученые», «Научное волонтерство. Гражданская наука», «Открытая наука» и т.д. После содержательных лекций все участники разделялись на группы: Сотрудники Института педагогики (Кац А.С., Забелина Т.Г.) представляли группу 4 – «Популяризация науки» – в ней обсуждалось, как доступно рассказывать о науке, где этому учиться и как оценивать популяризацию. Ключевой идей Смыслотона стала определение возможностей популяризации науки как диалога между учеными, государством и обществом (избавляет общество от появления лженауки; дает возможность ученым коммуницировать из разных областей науки; помогает найти баланс между упрощением и содержанием научного знания; позволяет привлечь новые кадры в науку; способствует оптимальному распределению ресурсов государством на благо общества). Сотрудники Института педагогики принимала участие во всей работе над текстом, которая проходила в 4 этапа ;

1. понимание – выявление оснований проблемы исследования – для того, чтобы ученый мог донести свою мысль, ему нужно владеть единым языком популяризатора.

2. главная мысль – популяризация науки – задача построения диалога трех участников – научного сообщества, «широких масс», государства.

3 композиция – поиск соответствующих метафор по проблеме исследования: искусство диалога заключается в умении говорить на языке собеседника.

4. текст, который состоит из параграфов «присоединение» (вовлечение), «проблематизация», «сложный выбор», «критерии решения», «идея решения», «реализация» и является продуктом для будущего ролика. Сотрудники Института педагогики участвовали также в общем обсуждении по консультированию при составлении ролика, результат нашей групповой интеллектуальной деятельности (ролик) можно посмотреть по ссылке: https://vimeo.com/640753443/182677e7b2

Таким образом, полученная информация дала представление о том, как молодым ученым развивать свой личный бренд, привлекать финансирование, создавать партнерство, что немаловажно в современных реалиях. Также поднимались важные вопросы о популяризации науки, способах привлечения и удержания молодых людей, обучению «мыслить устойчивым развитием».