22 сентября 2021 года на базе ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» состоялась Международная научно-практическая конференция «Педагогические чтения 2021: Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации». Официальными учредителями конференции выступили: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». География участников охватывает огромную территорию России от Владивостока до Калининграда, от Санкт Петербурга до Владикавказа. В конференции приняли участие и коллеги из зарубежных университетов (Италия, Сербия, Ирландия, Финляндия, Уганда и др.

На пленарном заседании ведущими учеными России и зарубежными представителями науки и образования были представлены следующие доклады: «Цифровизация. Образование. Личность»; «Человек в лабиринтах цифровизации»; «Фундаментальные основы успеха в обучении и преподавании»; «Умения работы в команде как важный компонент профессионального развития педагогов профессиональных школ»; «Меняющийся педагог в меняющемся мире»; «Риторическая культура учителя как фактор развития коммуникативного пространства образования»; «Особенности административного регулирования учебного процесса в условиях использования онлайн-курсов по социальным наукам»; «Счастье и благополучие: как феномен «Hygge» влияет на образовательные стратегии в учебном заведении». В работе конференции приняли участие всего более 150 человек из России и зарубежных стран.

В работе трех секций приняли участие около 100 человек. С докладами выступили 36 человек: педагоги, психологи, руководители образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, педагогические работники, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, соискатели, студенты, специалисты дополнительного профессионального образования. Была организована свободная дискуссия.

Обсуждение проблем, связанных с развитием профессионально-технического и социального-гуманитарного образования в эпоху цифровизации, трансформацией личности студента, личностных деструкций и формированием психологической устойчивости обучающихся в цифровой среде, а также перспективы трансформации человека в данной среде, проходило на секционных заседаниях.

Основная идея многих выступлений была скоординирована в необходимости в формировании человеческого и социального капиталов образовательной организации; в развитии профессионального мастерства педагога; в повышении роли ученых в решении проблем «наращивания» когнитивной активности обучающихся; в технологическом обеспечении образовательного процесса цифровыми технологиями и интерактивными методами. Многие участники отметили необходимость развития гуманитарного вектора образования в эпоху цифровизации на основе интеграции интеллекта, культуры, человеческого капитала и духовно-нравственных ценностей личности, как педагога, так и обучающегося. На обсуждении вопроса актуальности изучении девиантного поведения решили, что необходимо психологам проводить профилактические, тренинговые программы для выявления особенностей взаимодействия учителя, родителя и ученика. Определили, что развитие в процессе обучения критического мышления позволит обеспечить психологическую защищенность участников образовательной среды в эпоху цифровизации.

Участники высоко оценили научный уровень конференции рекомендовали:

1. Одобрить работу Третьего цикла Международных педагогических чтений «ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ» как важный и необходимый этап в объединении усилий педагогов-практиков, ученых, представителей профессиональных сообществ и органов власти по формированию и развитию современного успешно социализированного человека в новой социокультурной и образовательной среде.

2. Актуализировать исследования когнитивной парадигмы образования, базирующейся на обращении к многоуровневым способам, видам и технологиям мышления, восприятия и переработки информации в целях создания субъектом собственной системы знаний и представлений в конкретной предметной области (сфере учебных дисциплин, сфере деятельности педагога и сфере деятельности образовательной организации в целом).

3. Опираясь на концептуальные идеи гуманизации и гуманитаризации образования определить новые стратегии по формированию и развитию человеческого капитала в условиях цифровой трансформации.