Для родителей и опекунов

«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИДЕОЛОГИИ РАДИКАЛИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА»

Раздел №1(Вместо введения)

Тема: Современный экстремизм и терроризм: истоки, особенности, опасность.

План
1. Особенности современного терроризма.
2. Международный терроризм
3. Базовые стратегии (метастратегии) террора.
4. Современные объективные факторы террористической деятельности глобальных масштабов
5. Терроризм препятствует становлению миропорядка
6. Терроризм и «Мировой хаос»: технология глобального управления

1.Особенности современного терроризма. Процессы глобализации существенно повлияли на содержание и формы такого явления как терроризм. В начале третьего тысячелетия из спорадических актов насилия он превратился в угрозу самим основам социального порядка многих членов мирового сооб­щества, долговременный фактор дестабилизации международных отношений. По существующим оценкам, угроза террористических действий ныне вышла на первое место среди возможных вызовов глобальной безопасности. Терроризму посвящена обширная литература. Существует множество определений и классификаций этого явления. Тем не менее ни причины возникновения терроризма, ни его последствия до сих пор не объяснены сколько-нибудь удовлетворительным образом. Авторы едины в понимании сущности терроризма как противоправных насильственных действий, используемых для физического устранения противника или навязывания ему определенной линии поведения, деморализации общества, разрушения государственных институтов. Согласно принятому определению, терроризм представляет собой «расчетливое использование насилия или угрозы прибегнуть к насилию для создания атмосферы страха с целью запугать или принудить правительства или сообщества людей для достижения своих целей, которые имеют политический, религиозный или идеологический характер».

2.Международный терроризм представляет собой видовое явление по отношению к терроризму и имеет все его признаки. Термин появился в 70-х гг. XX в., однако четкого и общепринятого определения не получил Согласно официальным документам ООН и международным конвенциям, к данному явлению относились акты террористической деятельности, преследующие следующие цели:

 изменение и подрыв общественно-политического строя государств;

 дезорганизация вооруженных сил и аппарата управления;

 нарушение безопасности государств:

 снижение уровня взаимного доверия между различными странами.

Термин «международный терроризм» характеризуется несколькими аспектами.

Во-первых, сфера его деятельности выходит за пределы отдельных государств и имеет геополитические параметры.
Во-вторых, состав участников террористических организаций интернационален.
В-третьих, для террористических структур характерно стремление овладеть территориями с богатейшими природными ресурсами, что затрагивает интересы многих государств.
В-четвертых, терроризм способен оказывать существенное влияние на состояние межгосударственных отношений. По существу, международные террористические организации с их разветвленной структурой и значительной финансовой базой приобретают свойства негосударственных субъектов мировой политики.
Сетевая модель организации террористических структур (в отличие от прежней иерархической) обеспечивает их автономность и готовность к оперативному решению конкретных задач. Эти структуры малоуязвимы и способны к регенерации.

  1. На современном этапе просматриваются две основные базовые стратегии (метастратегии) террора.

Во-первых, принуждение государственных органов, международных организаций, государственных и общественных деятелей к совершению тех или иных действий в пользу террористов во избежание реализации последними угроз по отношению к определенным лицам и группам, объектам жизнеобеспе­чения общества, источникам опасности для окружающей среды. Осуществляется путем захватов заложников, угонов средств передвижения, подрывов зданий, транспортных средств, объектов инфраструктуры.
Во-вторых, «асимметричная» война, ведущаяся партизанскими методами против более сильного соперника. Такая стратегия реализуется в ходе длительных, кровопролитных террористических действий исламских боевиков на территории Северного Кавказа и Ближнем Востоке.
На практике обе стратегии давно и повсеместно переплетаются.
Современные объективные факторы террористической деятельности глобальных масштабов :
 появление новых технологических возможностей для осуществления насильственных акций по всему миру;
 использование некоторыми государствами террори­стических группировок для расширения геополитического влияния;
 эрозия национальных границ и размывание суверенитета;
 распрос­транение основополагающих принципов демократии, затрудняющих выявление и нейтрализацию террористов.

4. Терроризм препятствует становлению миропорядка, который основывался бы на нормах международного права и морально-этических императивах. Террористам выгодно анархическое состояние международной среды, поскольку оно создает благоприятные условия для достижения поставленных ими целей и ограничивает возможности цивилизованных государств в принятии согласованных решений по ключевым проблемам мировой политики. Деятельность террористических организаций усложняет процесс консолидации демократии, вынуждая государства для борьбы с ними прибегать к ограничению прав и свобод граждан.
Террористические акты 11 сентября 2001 г. в США убедительно показали, что в нынешних условиях сплоченная и хорошо финансируемая группа людей в состоянии не только нанести тяжелейший урон самой мощной державе мира, но и дестабилизировать мировую экономику, потрясти всю систему международных отношений (игнорирование международного права,подслушивание без санкции суда и т.п.)
Питательной средой терроризма служат протестное сознание беднейших слоев населения, национальный и религиозный фанатизм. В условиях формирующегося мега-общества эти явления стимулируются социальной поляризацией мира, увеличением разрыва между богатыми и бедными странами, информационной и культурной экспансией Запада, воспринимаемой народами многих государств как угроза национально-культурной идентичности. Недовольство и противодействие повсеместно вызывают попытки США выступать одновременно в роли мирового судьи и мирового полицейского. Для организаторов террора он привлекателен деморализующим воздействием на постиндустриальные государства, их технологической уязвимостью.
Связь между бедностью и проблемой международного терроризма не является линейной. Например, население большинства стран Тропической Африки не проявило себя в активной террористической деятельности в отличие от таких стран, как Кувейт и Саудовская Аравия, имеющих гораздо более высокие показатели на душу населения. Среди террористов немало людей образованных, состоятельных, высокомотивированных в своем неприятии духовных ценностей Запада. Следовательно, нет оснований рассматривать борьбу с бедностью как универсальный способ предотвращения терроризма.
Мотивы террористической деятельности лежат и в области пси­хологии. Нередко террористами становятся люди с надломленными судьбами или гипертрофированным самолюбием (проблема гиперкомпенсации).

  1. «Мировой хаос»: технология глобального управления и терроризм

В новых условиях информационной революции американские геополитики начали эффективно использовать информационные технологии для контроля над пространством. Основная идея состоит в том, чтобы с помощью информационного фантома создавать в информационном пространстве атмосферу всеобщего напряжения, ожидания нового «мирового хаоса» и тем самым объяснить «возможность и необходимость» мировой гегемонии США в «нестабильном, разбалансированном» мире как единственно рациональную модель глобального управления.
В начале нового века такой информационный фантом постепенно, методом «проб и ошибок», был найден, и сегодня мощная информационная машина Пентагона работает над его внедрением в СМИ всего мира. Наиболее точно новую геополитическую парадигму можно охарактеризовать как модель «управляемого хаоса», а официальное название пропагандистского мифа Пентагона сегодня знают все: «борьба с международным терроризмом». Интересно и весьма важно проследить, каким образом эта модель была найдена и апробирована, чтобы понять и разоблачить все внутренние пружины ее действия в современных условиях (примеры Ирака, Ливии и др.).

Литература
1.Метелев С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: Монография. — Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2008 — 332 с.
2.Петухов В.Б. Терроризм как социокультурное явление: Учебное пособие к спецкурсу по культурологии. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 110 с.
3.Давыдов Д.Г. Терроризм — зло: Пособие для учащихся средней школы (5-8 класс) общеобразовательных учреждений. — М.: ОПСС, 2008. — 58 с.

Вопросы для самопроверки
1.Почему экстремизм и терроризм стали проблемой номер один в современном мире?
2.Что является питательной средой для экстремизма и терроризма сегодня?
3.Почему велики масштабы террористической деятельности?
4.Какова роль идеологии в распространении экстремизма и терроризма?

Раздел №2

Семья и религиозный экстримизм

План
1. Родителям о религиозном фанатизме приверженцев экстремисткой деятельности.
2. Религиозное поведение приверженцев экстремистской деятельности
3. Методы вербовки и способы удержания в тоталитарных религиозных организациях

Экстремизм сегодня — одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующее нормальное функционирование нашего общества и угрожающее жизнедеятельности граждан.
В идеологии приверженца экстремистской деятельности заложено убеждение в том, что социальная среда может быть преобразована только насильственными действиями, что она не может исправиться сама без насильственных воздействий, следовательно, идеологическая мотивация экстремистского поведения всегда связана с доминирующим мотивом агрессии. Для приверженца экстремистской деятельности реализация его убеждений становится единственным содержанием личной жизни.
Религиозный фанатизм приверженцев экстремисткой деятельности. Фанатизм– это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.
По своей сути религиозный фанатизм — это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.
Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм это идеологическая основа экстремистской деятельности.
Религиозный фанатизм превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации: — национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных. «Чистая религиозность» требует очищения внешнего мира, так рождается религиозный экстремизм.
Членами религиозных фанатично верующих групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологического лидера, проводящего массовые тренинги.
Еще академик М.И. Махмутов несколько лет назад писал: «Религиозный фанатик неистово предан именно своей вере и крайне нетерпим к тем, кто, по его мнению, недостаточно ей служит или использует иную веру. В условиях военного кризиса, разрухи, нищеты и правового беспредела превратить религиозного фанатика в террориста, в бездумно преданного вождю или политическому движению,- задача несложная.»
Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчужденности способствуют формированию социального и активного мобильного религиозного фанатика, чьи социально-политические настроения реализуются уже не столько в форме традиционного религиозного ожидания, сколько в стремлении собственными деструктивными усилиями преобразовать нетерпимую социальную среду. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.
Общими особенностями фанатизма приверженца экстремистской деятельности являются одержимость, жесткость и отрицательное отношение к другим людям и соответствующее этому отношению поведение. Одержимость в том, что приверженец экстремистской деятельности не останавливается ни перед какими внешними и внутренними преградами, упорно и неуклонно устремляясь к своей цели. Фанатизм проявляется в том, что в действиях обязательно присутствуют насилие и страдания, причиняемые людям. Но для приверженца экстремистской деятельности эти страдания не имеют никакого значения, причем ни свои, ни чужие.
По отношению к «своим» и к самому себе, приверженец экстремистской деятельности придерживается строжайшего, ригористического соблюдения собственных нравственных установлений. Такая нравственная амбивалентность, противоречивая двойственность, в поведении приверженца экстремистской деятельности ведет к нравственной дезориентации.
Для приверженца экстремистской деятельности зло, причиняемое врагам, становится добром, стирается граница между добром и злом, сами эти нравственные категории становятся условными. При такой нравственной дезориентации приверженец экстремистской деятельности во имя истинной веры способен на любые экстремистские действия: убийства, похищения, издевательства, пытки, взрывы различных зданий и сооружений и т.п.
Нравственность приверженца экстремистской деятельности это характерная определенная бесчувственность, жестокость, беспощадность, доходящая до способности самопожертвования своей жизнью ради уничтожения врагов.
Нередко религиозный фанатизм — это подростковая болезнь. Многие ее перерастают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Им необходимо чувствовать себя частью группы. Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Религиозный фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.
При этом не следует путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скрупулёзно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и религиозные фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками. Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.
Можно выдвинуть и другие различия между верой и фанатизмом. Вера не агрессивна, миролюбива, она умеет слушать и слышать. Как ни парадоксально, имеет колебания и сомнения, отчего произрастают усилия воли к её укреплению. Вера не довольствуется усвоенными знаниями извне, она стремится к их подтверждению, расширению, обогащению. Вера не Считается раз и навсегда завершённой, представляясь лишь в зачаточном состоянии, меньше «зерна горчичного». Вера со радостна проявлению её в других людях и безмятежна в момент проявления. Ей, как скале, никуда не нужно распространяться, никого ни в чём убеждать, так как она существует не для того, чтобы «охватить массы», а для того, чтобы объять каждого человека изнутри, став его личной основой и опорой. Фанатизм агрессивен, пытается навязать окружающим свою систему ценностей, в том числе и путем «мягких» уговоров. Слышит только себя, непоколебим и твёрд. Чаще всего фанатизм «самодостаточен» в том, что знает и не имеет нужды в дополнительных подтверждениях. Считает себя истинно и крепко верующим, ревнив, если видит в ком-либо «ещё более крепкую веру». Фанатизм возбуждает ум перечнем убеждений, борется за «правду», желает привлечь к себе единомышленников, которые бы внешним образом поддерживали в нём правоту идеалов. Однако среди единомышленников фанатик всегда стремится быть первым среди равных. «Если фанатизм легко может перечислить свои убеждения, четко разложив их на первое, второе и т.д., то вера, хотя и знает, чему верит, проявляется скорее во внутреннем различии верного и неверного в каждой конкретной ситуации повседневной жизни. Это сродни какому-то дополнительному органу чувства, который ведёт человека по вредному пути. Вера не кричит с трибун: «Долой!» или «Все на митинг!», она самодостаточно и тихо живёт в человеке, давая силы жить ему самому и всем вокруг него, какие бы идеалы они не исповедовали».
Религиозное поведение приверженцев экстремистской деятельности. Религиозное поведение приверженца экстремистской деятельности значительно отличается от поведения искренне верующего.
Во-первых, для искренне верующего характерна внутренняя моральная мотивация, основанная на внутреннем свободном принятии личностью нравственных норм и принципов, существующих в религии. Нормальному религиозному поведению характерен приоритет нравственных целей, который ограничивает выбор средств, а также высокая личная нравственная ответственность.
Внешне-принудительный характер мотивации религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности ведет к таким последствиям, как безответственность и безнравственность этого поведения. Поскольку приверженец экстремистской деятельности полагает, что он действует как и послушный исполнитель воли бога, постольку и ответственность за свои действия он возлагает, в конечном счете, на Бога (что практически означает для религиозного приверженца экстремистской деятельности полную личную безответственность).
Во-вторых, доминирующей целью поведения искренне верующего является получение божественной благодати. Религиозное поведение приверженца экстремистской деятельности имеет доминирующей целью уничтожение порчи в других верующих, а также борьбу с иноверцами и порчей видимого мира.
В-третьих, нормальному религиозному поведению характерен выбор мирных, конструктивных видов религиозного действия, связанных в основном с исполнением культовых обрядов. В отношении к иноверцам нормальный верующий проявляет терпимость и полагается на методы убеждения и корректного диалога. Для религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности характерна подчеркнутая агрессивность, приоритет принудительных насильственных действий.
В-четвертых, в структуре религиозного поведения истинно верующего наблюдается безусловный приоритет культовых действий, поскольку общение с творцом составляет для него главный смысл. Для поведения приверженца экстремистской деятельности характерен приоритет внекультовой деятельности, поскольку не общение с богом, а ревностное служение ему путем искоренения порчи в мире и в людях составляет для него главный смысл религиозной деятельности.
В-пятых, поведение искренне верующего является полимотивационным. Это значит, что в общей структуре поведения верующего религиозное поведение составляет лишь часть всего поведения и религиозные мотивы не исчерпывают всех его мотивов. У приверженца экстремистской деятельности религиозная деятельность становится не просто преобладающим видом поведения, а господствующим видом деятельности, принудительно подчиняющим и перестраивающим, искажающим в соответствии с религиозными экстремистскими идеалами все остальные виды деятельности.
Специфическое отличие религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности от других религиозных видов поведения обусловлено тем, что оно мотивировано религиозной экстремистской идеологией. Оно представляет собой иллюзорно-деструктивную агрессию верующих против вероотступников в своей среде, иноверцев, неверующих и того общества, в котором живут их враги.
В религиозном поведении приверженца экстремистской деятельности, в отличие от религиозного поведения нормального верующего акцентированы разрушительные моменты, которые рассматриваются как основная форма богослужения. Оно ориентируется на враждебные богу и «истинной вере» объекты — предметы культа иноверцев, представителей иноверцев, на еретиков в своей собственной среде.
Главным видом религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности становится не служение богу, а борьба с чужими, врагами, защита своей «истинной» веры от врагов.
Методы вербовки и способы удержания в тоталитарных религиозных организациях.
Тоталитарная религиозная организация — организация, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан для прикрытия различного рода противоправной деятельности существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации.
У членов тоталитарных религиозных организаций и культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были привиты им с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму.
Любая тоталитарная религиозная организация, культ вырастает на почве «основного общества», «основной реальности», развивая и концентрируя мелочные и привычные грани повседневной реальности: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков. Это позволяет добиться того, что человек становится врагом самому себе при соответствующей организации взаимодействия и воздействия окружающей его группы. Организованное чрезмерное социальное (групповое) давление сильно ограничивает способность человека к самостоятельному поведению.
На сегодня существует множество методов контроля сознания. И подавляющее большинство этих методов направлены на то, чтобы контролировать сознание и внушить что-либо. То есть, фактически большинство методов носят насильственный характер подавления, а не развития сознания.
Контроль сознания — промывание мозгов, насильственное убеждение, управление разумом, реформирование мышления- применение манипуляторных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека помимо его воли и желания.
Тоталитарные религиозные организации используют различные методики контроля за сознанием и поведением своих членов, создают прямую и скрытую зависимость — психологическую, физическую, финансовую, от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из тоталитарной религиозной организации, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.
Зоной особого внимания тоталитарных религиозных организаций является молодежь, которую, в силу недостаточного жизненного опыта, восприимчивости всего нового, необычного, легче завлечь в свои сети. Поэтому тоталитарные религиозные организации представляют потенциальную опасность как для наших молодых сограждан, так и для всего общества.
Одними из наиболее распространенных предпосылок попадания молодежи в тоталитарные религиозные организации являются:

  • происхождение из неблагополучных семей;
  • психологические кризисы подросткового переходного периода;
  • чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни;
  • неопределенность в завтрашнем дне;
  • закомплексованность и вытекающие из нее проблемы в общении с окружающими.

Чтобы не попасть в сети подобных организаций, уметь защитить себя, не дать замутить свое сознание иллюзиями и не превратиться в бездумное существо и бессловесный инструмент в руках какого-нибудь «гуру», «новой мессии», «богоизбранного братства», «вдохновителя», «вождя», нужно знать как можно больше о деятельности тоталитарных религиозных организаций.
Особое место среди них занимают организации, связанные с исламом. В обществе существует стереотипное представление о том, что ислам – фанатичная религия, и экстремизм есть следствие нетерпимости, имманентно присущей всему исламскому вероучению. молодым людям настойчиво навязывается смысловая связь между исламом и такими деструктивными явлениями как фанатизм, экстремизм, радикализм, терроризм, которые, в свою очередь, также объявляются исламскими феноменами. Довольно широко распространена характеристика ислама как политического явления, фундаментализма и экстремизма.
Изучение проявлений экстремизма в исламском мире не должно сводиться к проблеме «исламского терроризма», «исламской угрозы», «многоуровневой нестабильности» и тому подобному. Мы должны разъяснить, в чем заключается принципиальная разница между такими исламскими феноменами, как набожность, благочестие, с одной стороны, и экстремизм и терроризм, с другой. Представляется также весьма важным выявление исторических корней экстремизма в исламском сообществе, определение места экстремистских тенденций в системе исламской цивилизации. Нельзя согласиться с тем, что «каждый мусульманин – экстремист, хотя и не каждый экстремист – мусульманин».
Одна из важнейших характерных особенностей проявления экстремизма в исламском мире является тенденция к монополизации истины, наиболее ярко проявляющаяся в идее «обвинения в неверии и уходе от мира». Экстремизм здесь базируется на вере в истинность первоначального ислама, он чаще всего объясняется как идея восстановления изначального ислама через обращение к опыту. Возрождение исламского наследия трактуется как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм. Избирательная актуализация шариатских норм приводит, в сущности, к формированию своеобразного «мифа о шариате», не совпадающего до конца с реальным историческим набором исламских норм. Таким образом, радикальное отрицание «нововведений» оборачивается новацией на более фундаментальном уровне.
Однако при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что отмеченная селективная актуализация исламского нормативного наследия происходит не хаотически, она укладывается в определенную религиозную и политическую логику, отнюдь не являющуюся изобретением эпохи «исламского бума» второй половины ХХ века. По сути это возрождение учения Мухаммада ибн` Абдальваххаба ат-Тамими (1703-1792 гг.), автора библии ваххабитов ( его последователей) «Книги единобожия». Сторонники этого движения узнают друг друга по паролю «Где Аллах?» Этим вопросом проверяется направленность в вероучении. Правильный ответ у них: «В небе» или «На троне в небе». Причем это понимается в прямом смысле.
Лидеры и идеологи ваххабистского течения работу среди молодежи РФ считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов РФ до недавнего времени функционировали так называемые центры исламской молодежи, где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх» и др.) проводилось обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение молодых людей в экстремистские формирования.
Это учение характеризуется, прежде всего, особым пониманием религиозных истин и отсылает к идее «восстановления изначальной чистоты веры». В исламских религиозно-реформаторских движениях данный подход выступает в качестве альтернативы традиционному пониманию ислама (таклид), обвиняя его в искажении истинной веры, которое привело мусульманское общество в духовный и социальный тупик. Религиозные экстремисты формируют новую мифологическую реальность, в основе которой лежит доведенная до логического предела бинарная оппозиция «мы – они». Миру, погрязшему в метафизическом невежестве, противопоставляется «спасшаяся группа» , имеющая закрытый характер, обладающая наиболее адекватным пониманием шариата и наделенная миссией распространения истинного Божественного порядка на все человечество.
В исламской истории проявления подобной логики встречаются уже у хариджитов. Эта религиозно-политическая группировка, считающаяся первой исламской сектой, образовалась во время гражданской войны в халифате в VII веке, в ходе борьбы за власть между сторонниками Али (четвертого праведного халифа) и Муавии (будущего первого халифа династии Омейядов). Хариджиты впервые выдвинули тезис о возможности обвинения в неверии мусульман, совершивших большой грех (кабира), и необходимости вести против них джихад. Эта логика возводила убийство «вероотступника» в религиозный принцип. Именно от руки хариджитов погибли сам Али и его сыновья Хасан и Хусейн.
Еще одна характерная черта религиозного экстремизма в исламском мире – транснациональность. В отношении нее необходимо высказать следующие соображения. Во-первых, происхождение некоторых экстремистских организаций не могло быть первоначально связано с религиозным экстремизмом, а джихадизм развился на одной из последующих стадий – после проникновения или повторного проникновения религии в местные гражданские общества. В свете этого особо показательны случаи с Палестиной и Чечней. В Чечне война «за национальное освобождение» (естественно, с точки зрения ее покровителей) постепенно преобразовалась в своего рода джихад. Подобным же образом вторая интифада проводилась в Палестине формированиями, связанными с религиозным фундаментализмом, который потянул за собой типично светские группы наподобие Аль-Фата для того, чтобы сколотить союзы с теми, кто ранее рассматривался в качестве оппозиционных групп и усилить их программу религиозным содержанием.
Во-вторых, переход в фундаменталистскую сферу привел к расширению способов нападения с использованием смертников, что делает соотношение между ценой и произведенным разрушением не только «чрезвычайно выгодным» для организаторов, но и трудным для противодействия ему. Это происходит потому, что жизнь преступника не ценится, поскольку это изначально заложено при выборе метода нападения – использование смертника.
В-третьих, обращение к религиозным мотивам позволяет организациям, которые до этого были связаны с определенной территорией и с политической, а часто и с «националистической» целью, соединяться с транснациональной террористической сетью и с группами, сосредоточивающими свои усилия на более глобальной борьбе.
Третья характерная черта после лишения статуса территории и транснационального характера экстремизма, связываемого с исламом, касается «безгражданства» этого явления. В сущности, нет таких государств, которые непосредственно проповедовали бы экстремистскую религиозную идеологию и практику. Как трагически доказали случаи с войнами против Ирака, Афганистана и Ливии, свержение подобных режимов не только не устраняют опасность экстремизма и терроризма, но, напротив, создают ситуацию хаоса.
В то же время надо отметить и то, что в противовес фундаменталистам-экстремистам многие современные традиционалисты и особенно реформаторы ислама высказываются против использования концепции «джихада» для идеологического обоснования насилия и деструктивных действий.
Реформаторы ислама исходят из того, что религиозная терпимость является основополагающим принципом ислама и настаивают на необходимости «интеллектуального джихада»: «Священная война» такого рода должна быть направлена на изменение правил прошлого в соответствии с новой обстановкой (при условии, что эти изменения не нарушают общих традиционных принципов и ценностей) и одновременно на изменение современной ситуации там, где это требуется, чтобы привести ее в соответствие с этими общими принципами и ценностями».
Законодательство провозглашает равенство всех религий в РФ, абсолютное право гражданина исповедовать любую религию, т.е. полную свободу религиозного выбора, но этот выбор должен делаться со знанием того, что человек выбирает. Он должен знать, куда идет, какие последствия религиозного выбора его ожидают. Отсутствие таких знаний приводит к тому, что многие молодые граждане нашей страны становятся жертвами агрессивной рекламы “невиданных” достоинств, религиозной “лубины и истинности”, которую широко развернули различные культовые организации.

Раздел № 3

Психология подросткового и юношеского возраста и экстремизм

План:
1. Психологические факторы, способствующие развитию экстремизма.
2. Отличительные черты современного молодежного экстремизма.
3. Маркерные типы реагирования.
4. Признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям.

Особое значение имеют психологические факторы, способствующие развитию экстремизма. Можно говорить о системе мотивов характерных для личности экстремиста. Для экстремиста характерны мотивы самоутверждения и власти; протеста и мести; самореализации; преобразования мира; корыстные мотивы.
Одним из факторов «запускающих» экстремистское поведение, обращенное против других людей, являются особенности субъективного восприятия человеком трудной для него жизненной ситуации. Для иллюстрации данного тезиса обратимся к исследованиям проведенным Р. Лазарусом. Им было выявлено пять типов реагирования человека на ситуации, успех в которых очень является значимым, и в то же время практически недостижимым. Исходные данные были неизменны для всех типов восприятия: человек очень хочет достигнуть привлекательной для него цели, но шансов для этого почти нет. В трудной жизненной ситуации человек обращается к имеющимся у него личностным и социальным ресурсам, которые создают условия для определенных типов реагирования личности в трудных жизненных ситуациях.
Отличительные черты современного молодежного экстремизма
1. Противоречивость правосознания молодежи. Она выражается в том, что, с одной стороны, молодежь является важнейшим источником преобразования и развития общества, а с другой, социальной группой, склонной к деструктивным, криминогенным действиям. При этом она критично относится к правоохранительным органам, в чьи функции входит обеспечение и поддержание соблюдения принятых в обществе ценностей и норм поведения (правопорядка). Кроме того, эффект «скользящей морали» молодого поколения усиливается вследствие ослабления социальных норм и гарантий, защищавших традиционные ценности (трудолюбие, образованность, честность, порядочность, воспитанность).
2. Стихийный характер деятельности молодежных экстремистских организаций. Причем молодые экстремисты менее склонны к компромиссам, в то время как подавляющая часть взрослых радикалов при наступлении критических условий может отчасти изменять свою позицию и занять конструктивную позицию.
3. Недостаточность опыта для «полноценного» проведения своих акций, которые вследствие этого оказываются не всегда эффективными, но и в то же время достаточно жестокими. Отчасти это можно объяснить и тем, что в силу своего возраста молодежь менее чем взрослые склонна бояться тюремного заключения, физических травм, смерти, а потому готова на самые рискованные действия.
4. Нацеленность на «чистку рядов» и применения жестких, зачастую жестоких, мер к «предателям».
5. Уверенность членов данных организаций в том, что, выполняя за правоохранительные органы часть их «тяжелой» работы, т.е. вытесняя с «исконно русской земли» инородцев, они способствуют «оздоровлению обстановки», «экономии денег налогоплательщиков» и «уменьшению загруженности милиции».
Маркеры обозначают наличие или отсутствие отличительных особенностей личности склонной к уходу в радикальные группы.

Маркерные типы реагирования
Первый тип реагирования заключается в том, что люди воспринимают невозможность добиться желаемого, как следствие собственной слабости, «неполноценности». Остро переживая мнимое или реальное отсутствие у себя необходимых способностей, они отказываются от попыток достижения желаемого и впадают в депрессию. Тяжелое переживание своей «недостаточности» в сочетании с поведенческой пассивностью, может негативно сказаться на здоровье и жизни такого человека, а также его близких. Другие люди, переживая неудачу, отчетливо осознают, что не только хотят, но и могут добиться, того что им необходимо, благодаря своим усилиям и способностям. Таким образом, происходит обращение к внутренним ресурсам и человек реагирующий таким образом, продолжает трудиться над решением значимой для него задачи и, в конечном счете, достигает желаемого. Исход первоначально проигранной ситуации является благоприятным как в отношении дела, так и психологического состояния человека. Третьи, не считая себя способными получить то, что они хотят, знают и умеют достигать желаемого, используя внешние ресурсы: помощь благодетелей, друзей и т.д. То, чего они хотят добиться, приходит в их жизнь, как бы сами собой. Не касаясь нравственных аспектов подобных способов «приручения успеха, важно отметить, что с психологической точки зрения эти люди не испытывают больших проблем.
Следующий тип реагирования также является психологически безопасным. Свойственный такому типу ответа на трудность, способ оценки ситуации и последующих действий характеризуется тем, что человек оказывается в состоянии «не застрять», «не зациклиться» именно на этом недоступном для себя объекте, а готов активно искать новые сферы достижений. Внутренний диалог может звучать так: «Да, я не получил то что хотел, но я буду искать другие возможности».
И наконец, последний, крайне пагубный тип реагирования личности на «гарантированный» неуспех в значимой ситуации. Остановимся на данном способе оценки ситуации неудачи подробнее, так как, на наш взгляд, он имеет непосредственное отношение к психологическим основаниям экстремистского поведения. Человек, откликающийся на неуспех в соответствии с данным типом реагирования, остро переживает нехватку своих способностей решить важную для него задачу, мучается от крушения надежд, но особенно глубоко и болезненно чувствует несправедливость той ситуации, в которой он находится. «Я никогда не получаю того, чего хочу и заслуживаю. Разве я хуже других?» − спрашивает он. «В мире, в котором я живу, нет справедливости». И вывод, который делает такой человек, очень прост: «Я имею право нарушать правила и нормы этого несправедливого мира». Таким образом, некоторые люди в ситуации неудачи, мучительно переживая невозможность получить то, что для них желанно, погружаются в чувства несправедливости, обиды, гнева. Оценивая свои трудности и неудачи как несправедливые, такие люди предоставляют себе право протестовать, мстить. Следствием такой оценки неуспеха и связанных с ней негативных переживаний, являются обращенные к другим людям и ко всему миру мстительные действия. Присущее человеку желание полноценной жизни превращается в борьбу с людьми и миром.
Примечательно, что мстительное поведение носит возвратный характер, то есть мстящий человек считает, что возвращает другим людям то зло, которое они ему принесли. Совершаемые таким образом мстителем физическое насилие, оскорбления, клевета, хамство, или другие разрушительные действия в отношении других людей, понимаются им, как справедливые. Еще одной важной особенностью мести является то, что она зачастую обращена не против того, кто причинил мстящему человеку какой либо ущерб, а против любых других людей. Зачастую такому смещению способствует обобщение «Все вы такие или «Все они такие».
Еще одним источником негативного реагирования являются экстремистские материалы. Связь между переживаемыми человеком отрицательными эмоциями и экстремистскими проявлениями подтверждаются данными современных исследований. Выявлено, что знакомство юношей и девушек с материалами экстремистского характера приводят к изменению эмоционального состояния человека. Позитивные эмоции и чувства сменяются плохим настроением, печалью, тоской, разочарованием, пессимизмом и ощущением жизни как несчастной. Более того, экстремистские материалы приводят к изменению «отношения к определённым социальным группам на более негативное, и повышении уровня открытого проявления агрессии по отношению к ним».
Характерные признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям:
Распространение листовок с призывами к участию в выступлениях (нередко с указанием конкретного срока и места).
Нанесение лозунгов и призывов на здания и иные объекты.
Размещение соответствующей информации на Интернет-сайтах.
Заготовка предметов, пригодных для нанесения телесных повреждений.
Создание запасов продовольствия и иных материальных ценностей, призванных обеспечить пребывание значительного числа людей вне пределов населенных пунктов.
Избыточная концентрация на обслуживаемой территории большегрузных автотранспортных средств и автобусов.
Факты бесплатной раздачи продовольственных и потребительских товаров.
Повышенный спрос на услуги гостиничного хозяйства и несвойственное текущему сезону заполнение иных мест временного пребывания граждан (пансионаты, базы отдыха и т.д.).
Выявление в жилом секторе большого числа иногородних граждан, прибывших из районов, где ранее отмечались социально-экономические конфликты.
1. Какой фактор «запускает» экстремистское поведение?
2. Какой тип реагирования является самым опасным?
3. Каковы отличительные черты современного молодежного экстремизма?
4. Каковы признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям?

 

Раздел № 4

СЕМЬЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

План:
1. Роль межличностного взаимодействия в семье и проблемы детей.
2. Что нужно знать родителям для того чтобы дети не попали под влияние экстремистских идей.

Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма – это комплексный вопрос. Противодействовать – это надо понимать, что делать, что говорить, какие знания вкладывать детям, какие навыки должны получить и иметь родители. Не секрет, что определенная часть молодежи, не получая ответов на свои жизненные проблемы, пытается найти их самым радикальным путем. С этой точки зрения формирование мировоззрения, устойчивого к разного рода проявлениям экстремизма, ксенофобии и нигилизма, остается актуальным вопрос взаимодействия педагогов и родителей, умение правильно выстраивать коммуникацию и вовремя увидеть неприемлемые в современном обществе отношения среди подрастающего поколения. На первый план выдвигается гражданское, патриотическое воспитание и становление гражданина, человека высокой нравственности и морали.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:
— влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
— влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
— влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
— стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
— собственные представления и моральные установки;
— личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
психическое напряжение.
Одна из проблем работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Родители должны знать приведенную ниже информацию по определению возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания.
Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:
— унижение человеческой чести и достоинства;
— возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
— организация сообществ экстремистского характера;
— организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.
В определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. Статьи 243-244 подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.
В настоящее время отмечается значительный прогресс информационно-коммуникационных технологий, наблюдается рост влияния сети Интернет в молодежной среде. Пропаганда экстремизма и терроризма в сети Интернет – одна из проблем, которая стоит перед современным обществом. Молодежь как наиболее мобильная и активная часть населения широко использует социальные сети. Первостепенная роль в ограждении несовершеннолетних и молодежи от тлетворного влияния идей экстремизма и терроризма принадлежит родителям. Именно они, родители, должны знать, как и от чего уберечь своих детей.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, экстремизм признан одним из основных источников угроз государственной и общественной безопасности.
Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятой 15 июня 2001 года, предусмотрено, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом.
В целях реализации названных конституционных запретов и выполнения международных обязательств, Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, к которым законодатель относит, в первую очередь, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3).
К преступлениям экстремистской направленности относятся и другие преступления, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы (убийство, умышленное причинение средней тяжести либо тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, хулиганство и т.д.).
В зависимости от категории совершенного преступления экстремистской направленности, судом уголовное наказание может быть назначено как в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, так и в виде лишения свободы. Кроме того лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, работе в образовательных учреждениях, занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Как показывает следственно-судебная практика, наиболее уязвимым является подрастающее поколение в возрасте от 16 до 22 лет, когда формируется психика человека и происходит его становление как самостоятельной личности. При этом экстремистским идеям более всего подвержена нигде не занятая молодежь.
При этом мы должны понимать, что занятость общественно-полезной деятельностью, посещение спортивных секций, клубов, иных заведений дополнительного образования дают подрастающему поколению возможности:
— реализации личностного потенциала;
— общественного признания;
— самовыражения и самоопределения;
— профессионального ориентирования;
— приобретения полезных социальных и практических навыков;
— общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;
— приобретения опыта социального взаимодействия.
Приведем простые правила, которые помогут вам, уважаемые родители, значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды экстремизма:

  • разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» экстремизма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей;
  • обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения;
  • контролируйте информацию, которую получает ребенок! Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает.

Основными признаками, указывающими на то, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии, являются следующее:

  • манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная, жаргонная либо нетипичная для семьи лексика;
  • резко изменяются стиль одежды и внешнего вида, подводимые под правила определенной (экстремистской) субкультуры;
  • на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания;
  • в доме появляется непонятная и нетипичная символика и атрибутика, а также предметы, которые могут быть использованы как оружие;
  • резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости.

Если вы подозреваете, что подросток попал под влияние экстремизма, действуйте быстро и решительно:

  • не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты;
  • начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей;
  • ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы;
  • помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, поскольку такая тактика точно обернется протестом и не достигнет поставленной цели – оградить ребенка от идей экстремизма и помочь ему стать полноценным членом нашего общества.

Вопросы для самоконтроля:
1. Привлекаются ли к ответственности за экстремизм несовершеннолетние лица?2. Почему дети, подростки и молодежь должны быть заняты общественно-полезной деятельностью?
3. Перечислите основные признаки, указывающие на то, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии?
4. Ваши действия при подозрении, что ребенок попал под влияние идеологии экстремизма?
5. Задумайтесь, сколько времени Ваш ребенок проводит с Вами?

Литература и источники:
1. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде : аналитич. доклад / [отв. ред. В.В. Каберник] ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. — М. : МГИМО-Университет, 2015. — 76.
2. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах российской федерации. / Под общей редакцией В.В. Попова. — Москва. — 2013. — с. 48.
3. http://fb.ru/article/293286/profilaktika-ekstremizma-v-molodejnoy-srede-chto-takoe-ekstremizm-statya-uk-rf
4. http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3

Раздел  № 5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

План
1.Интернет и экстремизм
2. Особенности социальных сетей и блогов
3.Признаки экстремизма в материалах интернет

Подрастающее поколение – это та категория населения, которая в силу различных присущих ей социально-психологических, физиологических, демографических и иных особенностей наиболее уязвима к воздействию идеологии экстремизма и терроризма, поэтому вдохновители и организаторы террора именно на молодых людей делают первоочередную ставку в своих усилиях по расширению круга единомышленников, сторонников и пособников.
Виртуальное пространство становится средством активного общения всех возрастов и социальных групп. Интернет стал универсальным помощником в поиске любой информации, поддержании связи с кругом общения, решении деловых вопросов и т.д. Учитывая то, что подрастающее поколение получает возможность пользоваться Интернетом уже с самого раннего возраста, необходимо помнить об опасностях, с которыми любой пользователь сталкивается в виртуальном пространстве.
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. И, это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или доклада, послушать любимую мелодию, проверить свои знания в интернет конкурсах или on-line тестированиях, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах.
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.
Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.
Взрослая часть аудитории, имеющая жизненный опыт, который сформирован не в виртуальном мире, и устоявшиеся жизненные принципы, подвергается гораздо меньшему риску оказаться вовлеченной в разнообразные противоправные действия. Молодое же поколение в силу несформировавшейся жизненной позиции и стремления к самореализации становится «удобной средой» для впитывания амбициозных идей, нередко выходящих за рамки закона. Это обстоятельство активно используется теми, кто ищет сторонников и проводников экстремистских идей, являющихся преступными по своей сути. При этом в полной степени эксплуатируется юношеский максимализм и повышенный интерес к новым компьютерным технологиям, расширению доступа к информации и общению в социальных сетях.
Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. Сегодня в мире насчитываться около 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Живой Журнал».
Так же как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.
Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время. Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так — при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане. Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых – насилие.
Разнообразные социальные сети и блоги имеют характерные особенности, а именно:

  • возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);
  • предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);
  • возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые связи, хобби, политические и иные пристрастия).

Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей. От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было – от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.
Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма – им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет — единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию. Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса. В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма.
Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Охват и скорость распространения информации в социальных сетях и блогосферах огромны, а учитывая привычку большинства пользователей — увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами. Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения – нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию. Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» — проверка и перепроверка информации.
Как выглядит «экстремистский материал»?
Признать тот или иной текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма должны уметь и родители, и подрастающее поколение.
Итак, если в тексте содержаться:

  • призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);
  • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Если в увиденном тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков – относится к этому тексту надо с повышенной настороженностью.
С учетом значимости Интернета как одного из наиболее используемых идеологами и организаторами террора каналов распространения информации, а также эффективного средства противодействия им, в ряде регионов России накоплен немалый положительный опыт работы в сети.
Так, в 2009 году по инициативе активистов студенческих организаций и молодых ученых столичных вузов с целью информационного противодействия экстремизму и терроризму в сети «Интернет», были созданы следующие интернет-ресурсы:
— портал «Наука и образование против террора» (http://www.scienceport.ru/) – предназначен для наиболее подготовленной аудитории пользователей сети «Интернет» и рассчитан на участие в его работе профессорско-преподавательского состава, ученых образовательных и научных учреждений России и ближнего зарубежья, молодых преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов гуманитарных и технических вузов, интересующихся проблемами развития общества по пути неприятия им идеологии терроризма, экстремизма, национального и религиозного шовинизма, уважительного отношения к духовным ценностям различных религиозных конфессий.
— сайт «Молодежь за Честный Интернет» (http://www.inter-da.su/) – предназначен для студенческой аудитории пользователей сети «Интернет» и рассчитан на участие в его работе студентов младших курсов вузов, колледжей, учащихся старших классов России и ближнего зарубежья, интересующихся проблемами противодействия экстремизму и терроризму, межнациональных и межконфессиональных отношений. На данный момент посещаемость интернет-ресурса «Молодежь за Честный интернет» составляет до 10 уникальных посетителей в сутки. На ресурсе опубликовано более 670 информационных материалов. Интернет-ресурс «Молодежь за Честный Интернет» наиболее популярен среди молодых людей из стран СНГ, стран Балтии, а также Греции, США и Польши (всего зафиксировано посещений более чем из 20 зарубежных стран). Указанным интернет-ресурсом активно используются блоги на сторонних площадках и индивидуальная страница на видео-сервисе YouTube, на которой было размещено более 85 видеороликов антитеррористической направленности, число обращений к которым составило около 400 000.
− блоги «http://truenet/livejournal.com/» и «http://scienceport.ru/blog» – предназначены для обсуждения проблем терроризма, экстремизма, национального и религиозного шовинизма и других негативных социально-политических и криминальных явлений в режиме онлайн.
Успех контртеррористической работы в сети «Интернет» в значительной мере зависит от того, насколько она ведется регулярно, наступательно и профессионально. Это направление противодействия идеологии экстремизма и терроризма имеет особое значение для профилактики указанных крайне опасных социальных явлений в молодежной среде.
Уважаемые родители, нижеследующие правила работы в сети Интернет должны знать Ваши дети:
1. Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Вопросы для самоконтроля:
1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
2. Чем опасны социальные сети?
3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
4. Что в Интернете запрещено законом?

Литература и источники:
1. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / Под общей редакцией В.В. Попова. — Москва. — 2013. — 48 с.
2. Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор / А.Г. Штейбух. Научно-популярное издание для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ,студентов вузов, их родителей, учителей и специалистов различных областей. — Москва. — 2013. — 31 с.
3. http://armschool18.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/220-informatsionno-raz-yasnitelnoj-raboty-s-roditelyami-napravlennoj-na-profilaktiku-ideologii-ekstremizma-i-terrorizma