Для учащихся (студентов и школьников)

«ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Раздел №1(Вместо введения)

Тема: Современный экстремизм и терроризм: истоки, особенности, опасность.

План
1. Особенности современного терроризма.
2. Международный терроризм
3. Базовые стратегии (метастратегии) террора.
4. Современные объективные факторы террористической деятельности глобальных масштабов
5. Терроризм препятствует становлению миропорядка
6. Терроризм и «Мировой хаос»: технология глобального управления

1.Особенности современного терроризма. Процессы глобализации существенно повлияли на содержание и формы такого явления как терроризм. В начале третьего тысячелетия из спорадических актов насилия он превратился в угрозу самим основам социального порядка многих членов мирового сооб­щества, долговременный фактор дестабилизации международных отношений. По существующим оценкам, угроза террористических действий ныне вышла на первое место среди возможных вызовов глобальной безопасности. Терроризму посвящена обширная литература. Существует множество определений и классификаций этого явления. Тем не менее, ни причины возникновения терроризма, ни его последствия до сих пор не объяснены сколько-нибудь удовлетворительным образом. Авторы едины в понимании сущности терроризма как противоправных насильственных действий, используемых для физического устранения противника или навязывания ему определенной линии поведения, деморализации общества, разрушения государственных институтов. Согласно принятому определению, терроризм представляет собой «расчетливое использование насилия или угрозы прибегнуть к насилию для создания атмосферы страха с целью запугать или принудить правительства или сообщества людей для достижения своих целей, которые имеют политический, религиозный или идеологический характер».

2.Международный терроризм представляет собой видовое явление по отношению к терроризму и имеет все его признаки. Термин появился в 70-х гг. XX в., однако четкого и общепринятого определения не получил. Согласно официальным документам ООН и международным конвенциям, к данному явлению относились акты террористической деятельности, преследующие следующие цели:

 изменение и подрыв общественно-политического строя государств;

 дезорганизация вооруженных сил и аппарата управления;

 нарушение безопасности государств:

 снижение уровня взаимного доверия между различными странами.

Термин «международный терроризм» характеризуется несколькими аспектами.

Во-первых, сфера его деятельности выходит за пределы отдельных государств и имеет геополитические параметры.
Во-вторых, состав участников террористических организаций интернационален.
В-третьих, для террористических структур характерно стремление овладеть территориями с богатейшими природными ресурсами, что затрагивает интересы многих государств.
В-четвертых, терроризм способен оказывать существенное влияние на состояние межгосударственных отношений. По существу, международные террористические организации с их разветвленной структурой и значительной финансовой базой приобретают свойства негосударственных субъектов мировой политики.
Сетевая модель организации террористических структур (в отличие от прежней иерархической) обеспечивает их автономность и готовность к оперативному решению конкретных задач. Эти структуры малоуязвимы и способны к регенерации.

  1. На современном этапе просматриваются две основные базовые стратегии (метастратегии) террора.

Во-первых, принуждение государственных органов, международных организаций, государственных и общественных деятелей к совершению тех или иных действий в пользу террористов во избежание реализации последними угроз по отношению к определенным лицам и группам, объектам жизнеобеспе­чения общества, источникам опасности для окружающей среды. Осуществляется путем захватов заложников, угонов средств передвижения, подрывов зданий, транспортных средств, объектов инфраструктуры.
Во-вторых, «асимметричная» война, ведущаяся партизанскими методами против более сильного соперника. Такая стратегия реализуется в ходе длительных, кровопролитных террористических действий исламских боевиков на территории Северного Кавказа и Ближнем Востоке.
На практике обе стратегии давно и повсеместно переплетаются.
Современные объективные факторы террористической деятельности глобальных масштабов :
 появление новых технологических возможностей для осуществления насильственных акций по всему миру;
 использование некоторыми государствами террори­стических группировок для расширения геополитического влияния;
 эрозия национальных границ и размывание суверенитета;
 распрос­транение основополагающих принципов демократии, затрудняющих выявление и нейтрализацию террористов.

4. Терроризм препятствует становлению миропорядка, который основывался бы на нормах международного права и морально-этических императивах. Террористам выгодно анархическое состояние международной среды, поскольку оно создает благоприятные условия для достижения поставленных ими целей и ограничивает возможности цивилизованных государств в принятии согласованных решений по ключевым проблемам мировой политики. Деятельность террористических организаций усложняет процесс консолидации демократии, вынуждая государства для борьбы с ними прибегать к ограничению прав и свобод граждан.
Террористические акты 11 сентября 2001 г. в США убедительно показали, что в нынешних условиях сплоченная и хорошо финансируемая группа людей в состоянии не только нанести тяжелейший урон самой мощной державе мира, но и дестабилизировать мировую экономику, потрясти всю систему международных отношений (игнорирование международного права,подслушивание без санкции суда и т.п.)
Питательной средой терроризма служат протестное сознание беднейших слоев населения, национальный и религиозный фанатизм. В условиях формирующегося мега-общества эти явления стимулируются социальной поляризацией мира, увеличением разрыва между богатыми и бедными странами, информационной и культурной экспансией Запада, воспринимаемой народами многих государств как угроза национально-культурной идентичности. Недовольство и противодействие повсеместно вызывают попытки США выступать одновременно в роли мирового судьи и мирового полицейского. Для организаторов террора он привлекателен деморализующим воздействием на постиндустриальные государства, их технологической уязвимостью.
Связь между бедностью и проблемой международного терроризма не является линейной. Например, население большинства стран Тропической Африки не проявило себя в активной террористической деятельности в отличие от таких стран, как Кувейт и Саудовская Аравия, имеющих гораздо более высокие показатели на душу населения. Среди террористов немало людей образованных, состоятельных, высокомотивированных в своем неприятии духовных ценностей Запада. Следовательно, нет оснований рассматривать борьбу с бедностью как универсальный способ предотвращения терроризма.
Мотивы террористической деятельности лежат и в области пси­хологии. Нередко террористами становятся люди с надломленными судьбами или гипертрофированным самолюбием (проблема гиперкомпенсации).

  1. «Мировой хаос»: технология глобального управления и терроризм.

В новых условиях информационной революции американские геополитики начали эффективно использовать информационные технологии для контроля над пространством. Основная идея состоит в том, чтобы с помощью информационного фантома создавать в информационном пространстве атмосферу всеобщего напряжения, ожидания нового «мирового хаоса» и тем самым объяснить «возможность и необходимость» мировой гегемонии США в «нестабильном, разбалансированном» мире как единственно рациональную модель глобального управления.
В начале нового века такой информационный фантом постепенно, методом «проб и ошибок», был найден, и сегодня мощная информационная машина Пентагона работает над его внедрением в СМИ всего мира. Наиболее точно новую геополитическую парадигму можно охарактеризовать как модель «управляемого хаоса», а официальное название пропагандистского мифа Пентагона сегодня знают все: «борьба с международным терроризмом». Интересно и весьма важно проследить, каким образом эта модель была найдена и апробирована, чтобы понять и разоблачить все внутренние пружины ее действия в современных условиях (примеры Ирака, Ливии и др.).

Литература
1.Метелев С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: Монография. — Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2008 — 332 с.
2.Петухов В.Б. Терроризм как социокультурное явление: Учебное пособие к спецкурсу по культурологии. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 110 с.
3.Давыдов Д.Г. Терроризм — зло: Пособие для учащихся средней школы (5-8 класс) общеобразовательных учреждений. — М.: ОПСС, 2008. — 58 с.

Вопросы для самопроверки
1.Почему экстремизм и терроризм стали проблемой номер один в современном мире?
2.Что является питательной средой для экстремизма и терроризма сегодня?
3.Почему велики масштабы террористической деятельности?
4.Какова роль идеологии в распространении экстремизма и терроризма?

Раздел № 2

Религия и экстремизм

План
1. Религиозный фанатизм приверженцев экстремисткой деятельности
2. Религиозное поведение приверженцев экстремистской деятельности
3.Методы вербовки и способы удержания в тоталитарных религиозных организациях

Экстремизм сегодня — одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующее нормальное функционирование нашего общества и угрожающее жизнедеятельности граждан.
В идеологии приверженца экстремистской деятельности заложено убеждение в том, что социальная среда может быть преобразована только насильственными действиями, что она не может исправиться сама без насильственных воздействий, следовательно, идеологическая мотивация экстремистского поведения всегда связана с доминирующим мотивом агрессии. Для приверженца экстремистской деятельности реализация его убеждений становится единственным содержанием личной жизни.
Религиозный фанатизм приверженцев экстремисткой деятельности. Фанатизм– это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.
По своей сути религиозный фанатизм — это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.
Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм — это идеологическая основа экстремистской деятельности.
Религиозный фанатизм превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации: — национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных. «Чистая религиозность» требует очищения внешнего мира, так рождается религиозный экстремизм.
Членами религиозных фанатично верующих групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологического лидера, проводящего массовые тренинги.
Еще академик М.И. Махмутов несколько лет назад писал: «Религиозный фанатик неистово предан именно своей вере и крайне нетерпим к тем, кто, по его мнению, недостаточно ей служит или использует иную веру. В условиях военного кризиса, разрухи, нищеты и правового беспредела превратить религиозного фанатика в террориста, в бездумно преданного вождю или политическому движению,- задача несложная.»
Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчужденности способствуют формированию социального и активного мобильного религиозного фанатика, чьи социально-политические настроения реализуются уже не столько в форме традиционного религиозного ожидания, сколько в стремлении собственными деструктивными усилиями преобразовать нетерпимую социальную среду. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.
Общими особенностями фанатизма приверженца экстремистской деятельности являются одержимость, жесткость и отрицательное отношение к другим людям и соответствующее этому отношению поведение. Одержимость проявляется в том, что приверженец экстремистской деятельности не останавливается ни перед какими внешними и внутренними преградами, упорно и неуклонно устремляясь к своей цели. Фанатизм проявляется в том, что в действиях обязательно присутствуют насилие и страдания, причиняемые людям. Но для приверженца экстремистской деятельности эти страдания не имеют никакого значения, причем ни свои, ни чужие.
По отношению к «своим» и к самому себе, приверженец экстремистской деятельности придерживается строжайшего, ригористического соблюдения собственных нравственных установлений. Такая нравственная амбивалентность, противоречивая двойственность, в поведении приверженца экстремистской деятельности ведет к нравственной дезориентации.
Для приверженца экстремистской деятельности зло, причиняемое врагам, становится добром; стирается граница между добром и злом, сами эти нравственные категории становятся условными. При такой нравственной дезориентации приверженец экстремистской деятельности во имя истинной веры способен на любые экстремистские действия: убийства, похищения, издевательства, пытки, взрывы различных зданий и сооружений и т.п.
Нравственность приверженца экстремистской деятельности — это характерная определенная бесчувственность, жестокость, беспощадность, доходящая до способности самопожертвования своей жизнью ради уничтожения врагов.
Нередко религиозный фанатизм — это подростковая болезнь. Многие ее перерастают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Им необходимо чувствовать себя частью группы. Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Религиозный фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.
При этом не следует путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скрупулёзно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и религиозные фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками. Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.
Можно выдвинуть и другие различия между верой и фанатизмом. Вера не агрессивна, миролюбива; она умеет слушать и слышать. Как ни парадоксально, имеет колебания и сомнения, отчего произрастают усилия воли к её укреплению. Вера не довольствуется усвоенными знаниями извне, она стремится к их подтверждению, расширению, обогащению. Вера не считается раз и навсегда завершённой, представляясь лишь в зачаточном состоянии, меньше «зерна горчичного». Вера сорадостна проявлению её в других людях и безмятежна в момент проявления. Ей, как скале, никуда не нужно распространяться, никого ни в чём убеждать, так как она существует не для того, чтобы «охватить массы», а для того, чтобы объять каждого человека изнутри, став его личной основой и опорой. Фанатизм агрессивен, пытается навязать окружающим свою систему ценностей, в том числе и путем «мягких» уговоров. Слышит только себя, непоколебим и твёрд. Чаще всего фанатизм «самодостаточен» в том, что знает и не имеет нужды в дополнительных подтверждениях. Считает себя истинно и крепко верующим, ревнив, если видит в ком-либо «ещё более крепкую веру». Фанатизм возбуждает ум перечнем убеждений, борется за «правду», желает привлечь к себе единомышленников, которые бы внешним образом поддерживали в нём правоту идеалов. Однако среди единомышленников фанатик всегда стремится быть первым среди равных. «Если фанатизм легко может перечислить свои убеждения, четко разложив их на первое, второе и т.д., то вера, хотя и знает, чему верит, проявляется скорее во внутреннем различии верного и неверного в каждой конкретной ситуации повседневной жизни. Это сродни какому-то дополнительному органу чувства, который ведёт человека по вредному пути. Вера не кричит с трибун: «Долой!» или «Все на митинг!», она самодостаточно и тихо живёт в человеке, давая силы жить ему самому и всем вокруг него, какие бы идеалы они не исповедовали».
2. Религиозное поведение приверженцев экстремистской деятельности. Религиозное поведение приверженца экстремистской деятельности значительно отличается от поведения искренне верующего.
Во-первых, для искренне верующего характерна внутренняя моральная мотивация основана на внутреннем свободном принятии личностью нравственных норм и принципов, существующих в религии. Нормальному религиозному поведению характерен приоритет нравственных целей, который ограничивает выбор средств, а также высокая личная нравственная ответственность.
Внешне-принудительный характер мотивации религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности ведет к таким последствиям, как безответственность и безнравственность этого поведения. Поскольку приверженец экстремистской деятельности полагает, что он действует как и послушный исполнитель воли бога, постольку и ответственность за свои действия он возлагает, в конечном счете, на Бога (что практически означает для религиозного приверженца экстремистской деятельности полную личную безответственность).
Во-вторых, доминирующей целью поведения искренне верующего является получение божественной благодати. Религиозное поведение приверженца экстремистской деятельности имеет доминирующей целью уничтожение порчи в других верующих, а также борьбу с иноверцами и порчей видимого мира.
В-третьих, для нормального религиозного поведения характерен выбор мирных, конструктивных видов религиозного действия, связанных в основном с исполнением культовых обрядов. В отношении к иноверцам нормальный верующий проявляет терпимость и полагается на методы убеждения и корректного диалога. Для религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности характерны подчеркнутая агрессивность, приоритет принудительных насильственных действий.
В-четвертых, в структуре религиозного поведения истинно верующего наблюдается безусловный приоритет культовых действий, поскольку общение с творцом составляет для него главный смысл. Для поведения приверженца экстремистской деятельности характерен приоритет внекультовой деятельности, поскольку не общение с богом, а ревностное служение ему путем искоренения порчи в мире и в людях составляет для него главный смысл религиозной деятельности.
В-пятых, поведение искренне верующего является полимотивационным. Это значит, что в общей структуре поведения верующего религиозное поведение составляет лишь часть всего поведения и религиозные мотивы не исчерпывают всех его мотивов. У приверженца  экстремистской деятельности религиозная деятельность становится не просто преобладающим видом поведения, а господствующим видом деятельности, принудительно подчиняющим и перестраивающим, искажающим в соответствии с религиозными экстремистскими идеалами все остальные виды деятельности.
Специфическое отличие религиозного поведения приверженца  экстремистской деятельности от других религиозных видов поведения обусловлено тем, что оно мотивировано религиозной экстремистской идеологией. Оно представляет собой иллюзорно-деструктивную агрессию верующих против вероотступников в своей среде, иноверцев, неверующих и того общества, в котором живут их враги.
В религиозном поведении приверженца  экстремистской деятельности, в отличие от религиозного поведения нормального верующего акцентированы разрушительные моменты, которые рассматриваются как основная форма богослужения. Оно ориентируется на враждебные богу и «истинной вере» объекты — предметы культа иноверцев, представителей иноверцев, на еретиков в своей собственной среде.
Главным видом религиозного поведения приверженца экстремистской деятельности становится не служение богу, а борьба с чужими, врагами, защита своей «истинной» веры от врагов.
3. Методы вербовки и способы удержания в тоталитарных религиозных организациях.
Тоталитарная религиозная организация — организация, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан для прикрытия различного рода противоправной деятельности, существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации.
У членов тоталитарных религиозных организаций и культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были привиты им с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической адаптацией к социуму.
Любая тоталитарная религиозная организация, культ вырастают на почве «основного общества», «основной реальности», развивая и концентрируя мелочные и привычные грани повседневной реальности: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков. Это позволяет добиться того, что человек становится врагом самому себе при соответствующей организации взаимодействия и воздействия окружающей его группы. Организованное чрезмерное социальное (групповое) давление сильно ограничивает способность человека к самостоятельному поведению.
На сегодня существует множество методов контроля сознания. И подавляющее большинство этих методов направлены на то, чтобы контролировать сознание и внушить что-либо. То есть, фактически большинство методов носят насильственный характер подавления, а не развития сознания.
Контроль сознания — промывание мозгов, насильственное убеждение, управление разумом, реформирование мышления- применение манипуляторных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека помимо его воли и желания.
Тоталитарные религиозные организации используют различные методики контроля за сознанием и поведением своих членов, создают прямую и скрытую зависимость — психологическую, физическую, финансовую, от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из тоталитарной религиозной организации, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.
Зоной особого внимания тоталитарных религиозных организаций является молодежь, которую, в силу недостаточного жизненного опыта, восприимчивости всего нового, необычного, легче завлечь в свои сети. Поэтому тоталитарные религиозные организации представляют потенциальную опасность как для наших молодых сограждан, так и для всего общества.
Одними из наиболее распространенных предпосылок попадания молодежи в тоталитарные религиозные организации являются:

  • происхождение из неблагополучных семей;
  • психологические кризисы подросткового переходного периода;
  • чувство страха и неуверенности перед трудностями современной жизни;
  • неопределенность в завтрашнем дне;
  • закомплексованность и вытекающие из нее проблемы в общении с окружающими.

Чтобы не попасть в сети подобных организаций, уметь защитить себя, не дать замутить свое сознание иллюзиями и не превратиться в бездумное существо и бессловесный инструмент в руках какого-нибудь «гуру», «новой мессии», «богоизбранного братства», «вдохновителя», «вождя», нужно знать как можно больше о деятельности тоталитарных религиозных организаций.
Особое место среди них занимают организации, связанные с исламом. В обществе существует стереотипное представление о том, что ислам – фанатичная религия, и экстремизм есть следствие нетерпимости, имманентно присущей всему исламскому вероучению. молодым людям настойчиво навязывается смысловая связь между исламом и такими деструктивными явлениями как фанатизм, экстремизм, радикализм, терроризм, которые, в свою очередь, также объявляются исламскими феноменами. Довольно широко распространена характеристика ислама как политического явления, фундаментализма и экстремизма.
Изучение проявлений экстремизма в исламском мире не должно сводиться к проблеме «исламского терроризма», «исламской угрозы», «многоуровневой нестабильности» и тому подобному. Мы должны разъяснить, в чем заключается принципиальная разница между такими исламскими феноменами, как набожность, благочестие, с одной стороны, и экстремизм и терроризм, с другой. Представляется также весьма важным выявление исторических корней экстремизма в исламском сообществе, определение места экстремистских тенденций в системе исламской цивилизации. Нельзя согласиться с тем, что «каждый мусульманин – экстремист, хотя и не каждый экстремист – мусульманин».
Одна из важнейших характерных особенностей проявления экстремизма в исламском мире является тенденция к монополизации истины, наиболее ярко проявляющаяся в идее «обвинения в неверии и уходе от мира». Экстремизм здесь базируется на вере в истинность первоначального ислама, он чаще всего объясняется как идея восстановления изначального ислама через обращение к опыту. Возрождение исламского наследия трактуется как реставрация раннеисламских социальных институтов и связанных с ними социальных и правовых норм. Избирательная актуализация шариатских норм приводит, в сущности, к формированию своеобразного «мифа о шариате», не совпадающего до конца с реальным историческим набором исламских норм. Таким образом, радикальное отрицание «нововведений» оборачивается новацией на более фундаментальном уровне.
Однако при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что отмеченная селективная актуализация исламского нормативного наследия происходит не хаотически, она укладывается в определенную религиозную и политическую логику, отнюдь не являющуюся изобретением эпохи «исламского бума» второй половины ХХ века. По сути это возрождение  учения  Мухаммада ибн` Абдальваххаба ат-Тамими (1703-1792 гг.), автора библии ваххабитов ( его последователей) «Книги единобожия». Сторонники этого движения узнают друг друга по паролю «Где Аллах?» Этим вопросом проверяется направленность в вероучении. Правильный ответ у них: «В небе» или «На троне в небе». Причем это понимается в прямом смысле.
Лидеры и идеологи ваххабистского течения работу среди молодежи РФ считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов РФ до недавнего времени функционировали так называемые центры исламской молодежи, где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх» и др.) проводилось обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение молодых людей в экстремистские формирования.
Это учение характеризуется, прежде всего, особым пониманием религиозных истин и отсылает к идее «восстановления изначальной чис-тоты веры». В исламских религиозно-реформаторских движениях данный подход выступает в качестве альтернативы традиционному пониманию ислама (таклид), обвиняя его в искажении истинной веры, которое привело мусульманское общество в духовный и социальный тупик. Религиозные экстремисты формируют новую мифологическую реальность, в основе которой лежит доведенная до логического предела бинарная оппозиция «мы – они». Миру, погрязшему в метафизическом невежестве, противопоставляется «спасшаяся группа», имеющая закрытый характер, обладающая наиболее адекватным пониманием шариата и наделенная миссией распространения истинного Божественного порядка на все человечество.
В исламской истории проявления подобной логики встречаются уже у хариджитов. Эта религиозно-политическая группировка, считающаяся первой исламской сектой, образовалась во время гражданской войны в халифате в VII веке, в ходе борьбы за власть между сторонниками Али (четвертого праведного халифа) и Муавии (будущего первого халифа династии Омейядов). Хариджиты впервые выдвинули тезис о возможности обвинения в неверии мусульман, совершивших большой грех (кабира), и необходимости вести против них джихад. Эта логика возводила убийство «вероотступника» в религиозный принцип. Именно от руки хариджитов погибли сам Али и его сыновья Хасан и Хусейн.
Еще одна характерная черта религиозного экстремизма в исламском мире – транснациональность. В отношении нее необходимо высказать следующие соображения. Во-первых, происхождение некоторых экстремистских организаций не могло быть первоначально связано с религиозным экстремизмом, а джихадизм развился на одной из последующих стадий – после проникновения или повторного проникновения религии в местные гражданские общества. В свете этого особо показательны случаи с Палестиной и Чечней. В Чечне война «за национальное освобождение» (естественно, с точки зрения ее покровителей) постепенно преобразовалась в своего рода джихад. Подобным же образом вторая интифада проводилась в Палестине формированиями, связанными с религиозным фундаментализмом, который потянул за собой типично светские группы наподобие Аль-Фата для того, чтобы сколотить союзы с теми, кто ранее рассматривался в качестве оппозиционных групп и усилить их программу религиозным содержанием.
Во-вторых, переход в фундаменталистскую сферу привел к расширению способов нападения с использованием смертников, что делает соотношение между ценой и произведенным разрушением не только «чрезвычайно выгодным» для организаторов, но и трудным для противодействия ему. Это происходит потому, что жизнь преступника не ценится, поскольку это изначально заложено при выборе метода нападения – использование смертника.
В-третьих, обращение к религиозным мотивам позволяет организациям, которые до этого были связаны с определенной территорией и с политической, а часто и с «националистической» целью, соединяться с транснациональной террористической сетью и с группами, сосредоточивающими свои усилия на более глобальной борьбе.
Третья характерная черта после лишения статуса территории и транснационального характера экстремизма, связываемого с исламом, касается «безгражданства» этого явления. В сущности, нет таких государств, которые непосредственно проповедовали бы экстремистскую религиозную идеологию и практику. Как трагически доказали случаи с войнами против Ирака, Афганистана и Ливии, свержение подобных режимов не только не устраняют опасность экстремизма и терроризма, но, напротив, создают ситуацию хаоса.
В то же время надо отметить и то, что в противовес фундаменталистам-экстремистам многие современные традиционалисты и особенно реформаторы ислама высказываются против использования концепции «джихада» для идеологического обоснования насилия и деструктивных действий.
Реформаторы ислама исходят из того, что религиозная терпимость является основополагающим принципом ислама и настаивают на необходимости «интеллектуального джихада»: «Священная война» такого рода должна быть направлена на изменение правил прошлого в соответствии с новой обстановкой (при условии, что эти изменения не нарушают общих традиционных принципов и ценностей) и одновременно на изменение современной ситуации там, где это требуется, чтобы привести ее в соответствие с этими общими принципами и ценностями».
Законодательство провозглашает равенство всех религий в РФ, абсолютное право гражданина исповедовать любую религию, т.е. полную свободу религиозного выбора, но этот выбор должен делаться со знанием того, что человек выбирает. Он должен знать, куда идет, какие последствия религиозного выбора его ожидают. Отсутствие таких знаний приводит к тому, что многие молодые граждане нашей страны становятся жертвами агрессивной рекламы  “невиданных” достоинств, религиозной “лубины  и истинности”, которую широко развернули различные культовые организации. 

Литература
1.Терроризм. История и современность. Социально-психологическое исследование-М., Форум, 2012
2. Гайнутдин Р. Ислам победит терроризм. https://www.muslim.ru/articles/296/13038/
3. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности. Журнал «ЮРИСТЪ — ПРАВОВЕДЪ «Издательство: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ростов-на-Дону) №5 ,2008.
4. Салимов  К.Н.. Современные проблемы терроризма — Москва : Изд-во «Юрайт»,2007

Вопросы для самопроверки
1. Как связаны религиозный фанатизм и экстремизм?
2. Что такое джихад?
3. Каковы формы проявления религиозного фанатизма?
4. Как не попасть в религиозную секту?

Раздел № 3

Методы вовлечения населения в религиозно-политические экстремистские организации

План.
1. Этапы вовлечения в экстремистские организации.
2. Психологические методы, применяемые на первом этапе вовлечения.
3. Признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям.

Установлено, что вовлечение в экстремистские организации осуществляется в два этапа: 1) установление контакта и вербовки; 2)  закрепление в организации или группе. Обнаружено, что вербовка представляет собой организованный процесс, направленный на вовлечение определенных лиц средствами специальных психологических приемов. Для вовлечения используются три группы психологических методов:

  • контроль над сознанием (принудительное внушение);
  • убеждение;
  • технология «промывания мозгов» (brainwashing).

Психологические методы, применяемые на первом этапе вовлечения
Во-первых, установление контакта осуществляется с помощью приема создания конфликтной ситуации с целью дезорганизация  эмоциональной сферы личности, которая ведет к снижению регуляции со стороны сознания. Это позволяет установить первичный контроль над сознанием (контроль над эмоциями, информационный контроль). Кроме того, выбор приема создания конфликтной ситуации обусловлен тем, что конфликт привлекает внимание других присутствующих людей, пробуждает у них интерес к предмету спора.
Используя эмоциональное состояние потенциального адепта, возникшее из-за конфликта и обвинения, вербовщик далее вызывает у него чувство сомнения в подлинности идентичности «правильного мусульманина» и вины за религиозное невежество. Так постепенно складываются психологические условия конформности для дальнейшего внушения и формирования деструктивной установки, критического отношения к традиционному исламу.
Во-вторых, вербовщик, используя экстремальное эмоциональное состояние — фрустрацию потенциального адепта и созданный «эффект апостола», устанавливает информационный контроль, предлагая источники познания «истинного ислама». Следует предложение «сбросить» на мобильный телефон аудиозаписи, послушать лекции и беседы по скайпу, раздается литература или следует приглашение на общее образовательное мероприятие.
В-третьих, информационный контроль усиливается средствами спекулятивной теологии. При этом вербуемым не понимается  настоящая, политическая цель «просвещения».
В-четвертых, кроме контроля над сознанием, используется прием  убеждения – метод «3 «да», который чаще применяется в провокационной беседе «о жизни». Главная цель – политизировать социальные и экономические проблемы. Результатом использования этого метода является формирование убеждения в том, что решение социально-экономических проблем и связанных с ними жизненных трудностей лежит в политической плоскости — справедливом обустройстве общества по типу халифата.
В-пятых, совокупный эффект применения всех психологических методов на первом этапе вовлечения состоит в «размораживании». Это первая стадия установления контроля над сознанием.
В-шестых, «размораживание» нацелено на подготовку потенциального адепта к коренным переменам в мировоззрении через разрушение у потенциального адепта привычной концептуальной схемы восприятия социальной реальности.
В-седьмых, среди выявленных методов вовлечения отсутствуют указывающие на зомбирование личности потенциальных адептов.
Психологические методы, применяемые на втором этапе вовлечения
Главная цель этапа «Индоктринация, укрепление приверженности организации/группе»  заключается в формировании экстремистского, «закрытого» типа сознания у неофита (радикализации сознания).
Во-первых, в результате социальной изоляции и взаимодействия в группе экстремистски настроенных лиц происходит радикализация сознания новообращенных. Она сначала ведет к отрицанию традиционных религиозных, этнических ценностей, а затем и разрушению прежней идентичности. Приведем отмеченные в предыдущем отчете первые признаки радикализации сознания.

  • Рост конфликтов в семье: накрываются 2 дастархана («сенинтамагынадалемес»); усиливаются разногласия во взглядах, которые завершаются уходом из дома, разрывом с семьей.
  • Разрыв коммуникативных связей с коллективом («если коллега курит, ты не имеешь права с ним работать и общаться, так как он делает харам, если не можешь исправить человека, то просто уйди»).
  • Критическое отношение к истории татар, складывается убеждение о том, что они были язычниками, «заблудшими» и т.д.
  • Критическое отношение к культурным традициям и обрядам татар, которые воспринимаются как ересь и харам («бет ашар», поминание усопших, игра на домбре, кумыс и т.д.).
  • Критическое отношение к системе государственного управления;  происходит противопоставление человека системе. Конституционный строй, госорганы, управление и вся система теряют легитимность в глазах адепта (формируется антисистемность, в терминологии Л.Гумилева).

На радикализацию сознания указывает разделение сложного целого на непримиримые полярные оппозиции, демаркационная линия между которыми углубляется и расширяется.
Во-вторых, дальнейшее вовлечение в экстремистскую деятельность осуществляется не только через «изучение ислама», но и внушение посредством группового мышления (террористическойпсихо-логики»). Отчуждение и изолированность от социума на фоне угрозы внешних санкций усиливают чувство групповой принадлежности и способствуют образованию феноменов «группового мышления» — групповой поляризации, размыванию моральной ответственности, недооценки последствий, сдвига к риску и туннельного видения. В результате формируются такие психологические новообразования, как: иллюзия неуязвимости, ведущая к чрезмерному оптимизму и чрезмерным рискам; презумпция нравственности группы, туннельное восприятие «иных» как зло и нетерпимость к ним. Так под деструктивным влиянием группового мышления происходит дальнейшее вовлечение, модификация поведения и трансформация мировоззрения неофита.
В-третьих, совокупный эффект методов, применяемых на втором  этапе,  заключается в реализации второй стадии установления контроля над сознанием, называемой «изменение». Ее главный итог состоит в замещении прежнего мировоззрения радикалистским и создании новой идентичности («истинного мусульманина»).
В-четвертых, на втором этапе вовлечения устанавливается контроль поведения и мышления в нескольких формах: приватизация личной жизни группой, отрыв от ближнего социального круга. Средством установления являются требования к групповому поведению, осуждение индивидуальных проявлений в чем бы то ни было (группа делает все правильно, в соответствии с «истинным исламом»).
В-пятых, установление информационного контроля —  недоступность критической или альтернативной информации по отношению к единственно верной доктрине, запрет на критику и сомнение в правоте лидера и проповедуемых идей, а также технология «торможения мышления».
В-шестых, контроль над эмоциями устанавливается внушением определенного смыслового содержания ключевых жизненных понятий — «счастье», «преданность» и других в ассоциативной связи с понятиями «рай», «вечное блаженство», «приближение к Богу», «джихад».
В-седьмых, в целом контроль над сознанием направлен на снижение  способности к самостоятельным решениям, выбору, подавлению индивидуальности, а также формирование новой идентичности «настоящий мусульманин» — глобалиста, готового бороться за победу ислама в любой точке земного шара.
В-восьмых, применение методов контроля сознания значительно доминирует над методами «промывания мозгов».
В-девятых, для вовлечения идеологами осуществляются следующие этапы «промывания мозгов»:

  • начало смены идентичности (к неофиту обращаются «брат», он начинает чувствовать новый вид сильной связи);
  • установление вины (неофит начинает считать, что в прежней, неверной жизни виноват он сам);
  • социальное самоопределение (неофит полностью изолируется от своего прошлого социального окружения);
  • тотальный конфликт, базовый страх потери своей индивидуальности отсутствует;
  • подталкивание к признанию своей вины;
  • канализация вины (осуждение неофитом себя за свои прежние заблуждения и неправедную жизнь);
  • логическое развенчание проявляется в критике неофитом каждого аспекта своей прошлой жизни;
  • прогресс и гармония («осознание», что дальше «в заблуждении и ереси жить нельзя», переход к новой системе ценностей);
  • окончательное признание и закрепление (новая идентификация и закрепление новых ценностей).

Известно, что нарастающая радикализация сознания происходит в условиях социальной изоляции, в группе «братьев». А между тем, как отмечалось выше, остается открытым вопрос о том, какие методы используются вербовщиками для того, чтобы изолировать, вырвать из социального круга, проложить в сознании  конфронтационную линию «мы-они», подвести к решению отойти от «неверных».
Характерные признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям:
Распространение листовок с призывами к участию в выступлениях (нередко с указанием конкретного срока и места).
Нанесение лозунгов и призывов на здания и иные объекты.
Размещение соответствующей информации на Интернет-сайтах.
Заготовка предметов, пригодных для нанесения телесных повреждений.
Создание запасов продовольствия и иных материальных ценностей, призванных обеспечить пребывание значительного числа людей вне пределов населенных пунктов.
Избыточная концентрация на обслуживаемой территории большегрузных автотранспортных средств и автобусов.
Факты бесплатной раздачи продовольственных и потребительских товаров.
Повышенный спрос на услуги гостиничного хозяйства и несвойственное текущему сезону заполнение иных мест временного пребывания граждан (пансионаты, базы отдыха и т.д.).
Выявление в жилом секторе большого числа иногородних граждан, прибывших из районов, где ранее отмечались социально-экономические конфликты.

Вопросы для самопроверки:
1. Какие понятия или положения ислама чаще всего используются вербовщиками для вовлечения?
2. Каков истинный смысл этих понятий?
3. Почему именно эти понятия используются, в какой степени они связаны с индоктринацией идеологии насилия?
4. Признаки, свидетельствующие о подготовке к массовым экстремистским акциям?
5. Есть ли возможность выйти из радикальной группы?

 Раздел №4

Молодежь в борьбе против терроризма и экстремизма.

«…мы пережили самую страшную войнустояли на грани Третьей мировой с применением ядерного оружияа сегодня живем под страхом террористических актов»

Б.Шоу

План:
1. Реальные угрозы терроризма человечеству.
2. Молодежь в борьбе с терроризмом.
3. Вопросы для самоконтроля

3 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ СОЛИДАРНОСТИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Прошло ровно 10 лет с тех пор, как 1–3 сентября 2004 года был совершëн масштабный террористический акт в отношении одного из образовательных учреждений России – средней школы № 1 столицы республики Северная Осетия города Беслан.
В память глубоко врезались события, происходившие 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека — среди них были и дети.
Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».
Это был чудовищный и крупнейший террористический акт за всю историю человечества. В память жертвам описанных трагических событий Третье сентября объявлен в России  Днем солидарности в борьбе с терроризмом.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Как избежать терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второй мировой войны сказал, что …., мы пережили самую страшную войну, стояли на грани Третьей мировой с применением ядерного оружия, а сегодня живем под страхом террористических актов.
Неужели, это нас ждет? Научимся ли жить как люди и сможем ли построить будущее без терроризма.
Экстремизм и терроризм — это:
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.
Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
Терроризм — это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года. Террор — запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
О терроризме и формах его проявления.
В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах, в метро; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма.
Цели террористов:
получить денежный выкуп
освободить из тюрем арестованных боевиков
диктовать свою волю правительствам некоторых государств.

Каждый из вас хотя бы раз слышал о террактах.

  • 1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
  • Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
  • Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
  • 6 февраля 2004 год — взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
  • Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
  • 12 мая — взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
  • 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло — 17 человек, 74 получили ранения;
  • 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено — 150.
  • 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
  • 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Давид Газзати

Вот и выпуск, твой класс на пороге.
Он уходит в далекую даль.

Только ты, мой застенчивый мальчик
Не стоишь рядом с ними, а жаль…

Этот праздник, увы, без улыбки,
Этот выпуск, увы, без тебя.
Кто же сможет исправить ошибки,
Кровожадного сентября..?

Молодежь в борьбе с терроризмом.

В XXI веке терроризм  превратился в одну из самых сложных социальных проблем, став частью политики и инструментом проведения внешнеполитической деятельности для достижения геополитических целей отдельных держав. В условиях глобализации терроризм, религиозный экстремизм стали наиболее опасными явлениями в связи с современными рисками, вызовами и новыми разработками орудий массового поражения.
Террористической угрозе можно успешно противодействовать только общими усилиями государственных структур, гражданского общества, включая различного рода объединения молодежи. И конечно, при поддержке со стороны средств массовой информации.
Лучшим средством ограждения молодого поколения является просвещение молодежи в получении знаний о религиях, нравах и обычаях народов, живущих на территории России. Не менее полезным направлением могут стать совместные познавательные мероприятия представителей различных национальностей, проживающих в том или ином регионе.
Лучшим средством ограждения молодого поколения является просвещение молодежи в получении знаний о религиях, нравах и обычаях народов, живущих на территории России. Не менее полезным направлением могут стать совместные познавательные мероприятия представителей различных национальностей, проживающих в том или ином регионе.
Молодежь – это не только «настоящее», но и будущее страны, поскольку в определенное время она естественным путем сменит старшее поколение в различных сферах социальной жизни. И сегодня процессы общественного воспроизводства, формирования и развития молодежи как одно из важнейших социально-демографических групп деформированы, подвержены влиянию негативных факторов, это означает, что уже в настоящем и, несомненно, в будущем наше общество столкнется с рядом новых сложных проблем, самыми непредсказуемыми последствиями.
Особую тревогу в связи с этим вызывает то, что немалая часть молодежи в силу различных причин оказывается вовлеченной в сферу деятельности экстремистских, преступных организаций и движений. Ярким проявлением этого процесса является массовое участие молодежи в межнациональных, межрасовых, религиозных конфликтах, рост молодежной преступности. По мнению российских социологов, все это результат невнимания государства и всего общества к молодежным проблемам.
Для современного терроризма основной целью является создание психологической атмосферы страха и беспомощности у широких масс населения, а его отличительная особенность в том, что он стал уделом не одиночек, а крупных организаций международного масштаба.
Сегодня представить общество без информационного оснащения представляется затруднительным. Общество, социум, группа без информационного пространства воспринимаются как отсталые, что естественно. Практически все без исключения социальные явления и процессы освещаются в СМИ и в Интернете. Значение последнего сегодня колоссально. Интернет можно легко использовать для достижения как положительных, так и отрицательных целей. Свобода общения и слова в интернет-среде часто становятся очень эффективным инструментом воздействия на массовое сознание молодежи в руках тех, кто преследует деструктивные цели и ставит перед собой задачи насильственного изменения нынешнего общественного порядка, если, к примеру, речь идет об экстремистах и террористах.
Через СМИ, Интернет необходимо донести до молодежи идеи и мысли об истинной опасности экстремизма и терроризма. Важно, чтобы они знали, с чем могут столкнуться, на что они идут, выражая симпатии идеям экстремистского толка.
Информационная борьба должна идти, в первую очередь, не против самого явления экстремизма, а за умы людей, их осознание современных общественных политических реалий. Ведь проблема экстремизма в целом и в СМИ, в частности, исключительно актуальна и важна в условиях радикальных социальных изменений современного российского общества. Она имеет правовые, социологические, социально-психологические и духовно-нравственные аспекты. Средства массовой информации – один из самых действенных инструментов как в пропаганде, так и в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Молодое поколение должно воспитываться в духе твердого и сознательного неприятия терроризма и экстремизма. Но очень важно, и другое — молодежь должна сама доступными для нее средствами участвовать в работе по противодействию любым проявления терроризма.
Акция «Мы — против террора»
Ребята из волонтерских отрядов Гаврилов-Ямского района совместно с Управлением культуры, туризма, спорта и молодежной политики и МУ «Молодежный центр» провели акцию памяти трагедии в Беслане.

Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте гипотетические направления работы с молодежью, направленные на нейтрализацию экстремистских настроений.
2. В чем заключаются ценности современной молодежи.
3. Почему молодежь должна сама доступными для нее средствами участвовать в работе по противодействию любым проявлениям терроризма?
4. В чем заключается    роль Интернета   в сфере противодействия террористическим угрозам?

Литература
1. Губанов, В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М. : Дрофа, 2007. — 285 с. — (Высшее педагогическое образование).
2. Жаринов К. В. Терроризм и террористы : исторический справочник / К. В. Жаринов ; под ред. А. Е. Тараса. — Минск : Харвест, 1999. — 606 с. — (Коммандос).
3. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом / отв. ред. И. С. Власов. – М. : Городец-издат, 2002. — 144 с.
4. История подвига. Открытый дневник : документально-худож. сборник / авт.-сост. А. Г. леднев. – Красногорск: Красногорская типография, 2013. – 37 с. – (Антитеррор. Герои мирного времени).

 Раздел №5

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ЭКСТРЕМИЗМ

План
1. Российская специфика молодежных субкультур
2. Панки – свободные от обязательств люди
3. Хиппи – миролюбивые философы
4. Скинхеды – защитники территории
5. Эмо – депрессивная молодежь
6. Готы – мрачные приверженцы мистики
7. Металлистылюбители свободной жизни
8. Вопросы для самоконтроля.
9. Рекомендательный список литературы

Российская специфика молодежных субкультур

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.
Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.
Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.
Третий фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
Кроме того, на отечественные субкультуры оказывает влияние западная культура, точнее, западные молодежные субкультурные феномены. По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. В общем, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не осознается большинством участников, до рейверов и хип-хоп культуры, где «нашего» (российского) довольно мало.
Пока ребенок маленький, в семье царит мир и покой. Для малыша родители являются авторитетом, он им во всем подражает. Но со временем из милого карапуза вырастает капризный и недовольный всем молодой человек, понять которого не в состоянии не только близкое окружение, но даже мать с отцом. Вот таким образом и создаются молодежные субкультуры. Молодые люди, страдающие от одиночества, непонятые миром, не определившиеся со своим будущим, ищут себе подобных и объединяются в группы. Современные субкультуры молодежи список имеют довольно внушительный. Молодые люди объединяются в зависимости от взглядов на жизнь, культурных ценностей, музыкальных вкусов.
Субкультура – это часть общей культуры со своими отличительными признаками. Каждая неформальная организация имеет свои правила, которым подчиняются все ее участники. Субкультуры молодежи – это определенные отклонения от общепринятой, традиционной культуры. Хотя многие люди негативно относятся к панкам, хиппи, эмо и остальным представителям неформальных групп, далеко не все они опасны для общества.
Видео
Каждая социальная группа или поколение имеет определенные взгляды на жизнь. Точно так же молодежная субкультура – это всего лишь неформальное поведение тинейджеров. Таким образом, молодые люди убегают от проблем взросления, конфликтов дома и в школе, не желают решать реальные проблемы. За определенной маской они прячут свою растерянность перед будущим, не реализуют собственные стремления, а лишь подражают кумирам.
Рассмотрим подробнее, какие есть субкультуры молодежи, список самых распространенных движений: панки; хиппи; скинхеды;эмо; готы.
Панки – свободные от обязательств люди
Движение возникло в Англии, США, Австралии и Канаде в конце 60-х годов. Характерные черты молодежной субкультуры – яркие ирокезы на голове, джинсы, тяжелые ботинки или кеды. В группу в основном входят безработные, малообразованные молодые люди. У них есть свои принципы и моральные ценности, которые они защищают иногда даже в агрессивной форме. Особенности молодежной субкультуры такой формы заключаются в приверженности к полной свободе и личной независимости.
Панки могут иметь самые разные политические взгляды. В основном их объединяет музыка – рок или панк-рок. В песнях затрагиваются проблемы, беспокоящие эту группу людей. Самое главное для панка – не продаваться и всегда рассчитывать только на себя.
Панки, как отдельная субкультура начала формироваться еще в 1930 году, в то время еще не существовало такое понятие, как рок музыка, однако именно тогда уже начали становиться образ жизни и внешний вид приверженцев данного направления. Место возникновение Панков (родина) – это Англия. Первыми панками были люди из бедных районов города Уэльса. Их развлечением были грабежи, хулиганим, драки, дебош. В то время, в этих кругах был в моде. Так называемый «Джаз черных». Что касается их идеологии, то практически все идеи и мировоззрение, сводится к обыкновенной анархии, т.е. существовании людей без законов и контроля государства.
По своему внешнему виду, назвать их красивыми или стильными никак нельзя (что не скажешь о тех же металлистах или эмо). Ирокезы – символ панк движения, кожаные куртки на голое тело или рванные майки, массовый пирсинг на лице и пренебрежение ванной и душем– все это отличительные черты данной субкультуры. В наши дни ситуация с чистоплотностью конечно претерпела изменения, но как не крути, хорошими идеалами, представители этого движения похвастаться никак не могут.
С течением времени, с развитием тяжелой рок музыки, появился стиль Punk, который собственно дошел до наших дней. В целом субкультура панк, — это не что иное, как самое яркое антисоциальное явление. Эти представители отрицают традиции и культуры предков, неся свою единственную идею – анархию.На рок концертах, Панки ведут себя агрессивно, устраивая Слэм, распивая спиртные напитки в больших количествах. Для типичного представителя данной музыкальной субкультуры, это вполне обычное явление.
После 2003 года, мода на панк, постепенно стала спадать, так как в музыке появились более новые и прогрессивные музыкальные направления, что помогло дать молодежи хорошею альтернативу выбора. В России же, панк классифицируется в большинстве случаев с музыкальным направлением – Русский рок. Этот шаблонный стереотип сделали сами панки, без помощи других людей. Самые ярые уличные представители, продолжат ее развивать.
Видео

Хиппи – миролюбивые философы
Некоторые виды субкультуры молодежи могли бы стать примером для подражания, если бы ни некоторые их особенности. Хиппи появились в 60-х годах в Америке и очень быстро распространились во многих странах. Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, поскольку, по их мнению, именно политики провоцируют кровопролитные конфликты.
Такие молодежные направления субкультуры любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь. К негативным аспектам движения следует отнести прием наркотиков, случайный секс, жизнь в коммунах, склонность к бродяжничеству.
Также их отличало миротворческая позиция (пацифисты), они ненавидели ядерное оружие и любое силовое воздействие на людей. Параллельно от политического контекста, Хиппи сделали большой вклад в развитие малых религий, продвигая их в массы через свое движение. Более того, они оказали огромное развитие на распространение наркотиков в среде молодежи, мотивируя это как расширение сознания.
В отдельном смысле – это было целое религиозное течение, независящее от мировых главенствующих религий, но не смотря на то, что субкультура вымерла более 40 лет назад, ее истоки и отдельные направления до сих пор живут в разных странах.
Расцвет Хиппи пришелся на 1965 год. Уже в 1968 году этим течением была охвачена вся Европа и, североамериканский континент. Параллельно от собственного музыкального направления, философия и взгляды на жизнь получили отклик в литературе, живописи и кинематографе, что только увеличивало популярность течения среди молодежи.
Среди наркотических веществ, было общепринято употреблять марихуану (коноплю) и ЛСД, как правило, это делалось для медитаций.
Внешним видом субкультура Хиппи выделялась свободными одеждами, большим количеством феничек на руках и длинными волосами.
Видео

Скинхеды – защитники территории
Некоторые современные молодежные субкультуры имеют собирательное название. Именно к таким относятся и скинхеды, поскольку они состоят из нескольких направлений. В основном в группировку входят парни из неблагополучных семей или же любители острых ощущений. Это агрессивная субкультура, многие ассоциируют ее с расистами, нацистами, хотя не все скинхеды негативно относятся к «чужакам».
Некоторые виды молодежных субкультур чтут память об истоках становления движения, им присущ патриотизм, чувство необходимости защиты своей территории. Скинхеды относятся именно к такой группе. К негативным аспектам стоит отнести злоупотребление алкоголем, создание конфликтных ситуаций с последующими драками, в некоторых случаях расовые предрассудки.
В целом субкультура Скинхеды, являются одним из самых молодых направлений. Свое название они получили благодаря своему внешнему виду – лысой голосе (бритой). Причем первые последователи пошли не из фашисткой Германии, как принято сейчас утверждать. Оно стало активно зарождаться на территории германии в 1960-го года. Тогда первыми последователями стали рабочие из низшего ласа населения. Именно с Англии, Скинхеды стали активно распространяться по всей территории земного шара, к 2000-му году, полностью захватив весь мир.
Из музыки, предпочтение отдается предпочтение хардкору, позже к нему прирос националистический оттенок, что породило новое движение хардкор групп, характеризующих свой стиль как OI.
Стоит заметить, что это породило не только это движение, также возникло анти движение – АНТИФА.
Отдельно следует упомянуть, что в целом субкультуры скинхедов направлена на сохранение нации, а современный политический строй пытается смешать все народы и нации. Это является основной причиной, почему скинхеды так упорно борются за чистоту крови своего народа.
Свастика стала использоваться после эпохи Адольфа Гитлера, как символ движения своей идеологии. В начале 1980-х годов, представители этого движения, часто украшали свои тела татуировками в виде свастики. В этот же период времени сформировались новые музыкальные вкусы, а именно любовь к стилю Ska и Reggae, которые позже изменили свой лирический окрас в сторону идей национализма.

Эмо – депрессивная молодежь
Эмо – молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей еще называют плаксивыми девочками и мальчиками, подверженными депрессивным настроениям. Многие молодежные субкультуры (список их довольно велик) совершенно неагрессивны, наоборот, миролюбивы, настроены на изменение мира в лучшую сторону. Тем не менее, к их представителям нужно относиться с еще большей осторожностью, нежели к агрессивно настроенным движениям.
Эмо – это пример молодежных субкультур, прославляющих возвышенные чувства, романтизм, выступающих против несправедливости. Подростки очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. Если рассматривать по степени суицидального характера, какие бывают субкультуры молодежи, список возглавят Эмо, потому что они ненавидят себя и больше всех склоны к самоубийству.
Видео

Готы – мрачные приверженцы мистики
Молодежные субкультуры в современной России никак не могут обойтись без готов. Это мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитающие носить украшения с мистической символикой. Если Эмо ненавидят себя, то готы ненавидят всех. Они проявляют интерес к хоррор-литературе, фильмам ужасов, слушают готик-металл, дэт-рок и дарквэйв.
Современная субкультура Готы, как и любая современное течение молодежи берет свое начало из музыки. По своему внешнему виду они отличаются преобладанием (монотонным) черного цвета в одежде и косметики (если речь идет о девушках), а также символы, имеющие отношение к смерти – зубы, кресты, перевернутые кресты, пентаграммы, и так далее. За все время существования этой субкультуры Готы, ее преверженцы так и не выработали собственной идеологией, которой следует следовать.
Единственное, что остается неизменным и вечным у представителей этого движения – мрачный вид и преобладание декаданса в настроении.
Не редко Готы пишут стихи или глубже подаются в поэзию, чтобы выразить свою точку в этом мире. Впрочем, большинство готов, не могут точно высказать, почему они осознанно запрещают себе улыбаться и уходят в вечные депрессии. По сложившемся традициям, излюбленное место, где собираются люди придерживающие этой субкультуры – кладбища (городские, деревенские, загородные и т.д.). Уважение к мертвым Готы никогда не испытывали, яркий пример, что они просто тусуют на кладбищах, т.е. развлекаются (в переносном смысле) и собираются вместе для общих бесед.
Однако, не смотря на отсутствие идеологии, кое какие места все таки просвечиваются. Как пример, сформировавшийся окончательно один из определенных философских взглядов на жизнь – готы воспринимают ее такой, какой она есть, приукрашивая своим воображением и смыслом жизни, но назвать их почитателями культа смерти, никак нельзя.
Готическое движение породило не только своих последователей, о и отдельную субкультур, которая впоследствии отделилась от своего прародителя – речь идет о сатанистах. Это способствовало усиленное развитие в 1980-х годах, музыкального стиля Хэви Метал. Два независимых направления, в итоге слилось в единое целое. Породив новое движение среди молодежи. Жесткая музыка метала, и система ценности культа металлистов, параллельно с откликом в готической философии вывели на свет сатанистов, культ которых процветет даже в наше время.
Также после 2000 года, от субкультуры Готы, отделилась другая, более современная –Кибер Готы.
Видео

Металлисты –любители свободной жизни.
Металлисты образовалась в начале 1960-х годов. За короткий срок своего существование, это течение охватило большую часть земного шара. Это направлении было порождено музыкальным стилем металл, а если быть более точным, то стилем HeavyMetal. Термином металлисты, обознаются все приверженцы тяжелой рок музыки и всех разновидностей метала, начиная от классического Хеви Метала, заканчивая Треш Металлом другими более тяжелыми направлениям.
От этой субкультуры, впоследствии отделилась еще одна – сатанисты, которое полностью обособилось и стало абсолютно независимым течением. Современные металлисты, впрочем как и родоначальники направления, любят свободную жизнь, живя в свое удовольствие. В этих кругах общепринято распивать спиртные напитки и посещать тяжелые рок концерты, что касается наркотических веществ, то это такое не принимается, хотя существуют отдельно взятые случаи. Основная составляющая масса этой субкультуры – подростки, в возрасте от шестнадцати до двадцати лет, а также «олдовые» (старые) представители этого направления, нередко попадаются металлисты в возрасте 45 и более лет.
Из образа металлиста можно выделить следующие: кожаная одежда (преимущественно черного цвета), большое количество металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), большие ботинки, пирсинг (как правило в левом ухе), банданы, Из символики, часто встречаются черепа.
Нередко субкультура Металлистов, часто переплетается с другим ответвлением – байкеры.
Что касается идеологии и философии, то в рамках данной субкультуры, они полностью отсутствуют. Все убеждения и взгляды сосредоточены полностью вокруг музыкального направления.
Приверженцы этого направления ввели в обиход, самый популярный неформальный жест, под названием «Коза».
Видео

На самом деле абсолютно все субкультуры молодежи преследуют одну цель – быть услышанными. Каждое движение выражает мысли, чувства, желания по-своему, но все они хотят быть понятыми современным миром. В редких случаях представители подростковых субкультур годами хранят верность прежним идеалам. В основном молодежь перерастает все эти предрассудки и становится самыми обычными людьми.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы причины формирования и развития молодежных неформальных объединений?
2. Каково смысловое содержание понятия «молодежная субкультура»?
3. Какие типы молодежных субкультур вы знаете?
4. Проанализируйте факторы формирования экстремистских настроений в молодежной среде.

Литература:

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
3. Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура». Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. — М., 1996. — 280 с.